cat-right
Достопримечательности мира     |     Поля тинга

Площадь Святого Марка

Венеция [Venice], благодаря своему специфическому ландшафту и замечательной архитектуре, считается одним из красивейших городов Ьв-ропы.

Центром Венеции является площадь Святого Марка, или Сан-Мар ко [San Marco], на которой сосредоточены символы как религиозн так и политической жизни городаНа протяжении нескольких веков город являлся центром морской республики, которой принадлежала большая часть побережья Адриатики и многие средиземноморские острова. Венецианская республика, обладающая сильным флотом, основывала свое благосостояние на посреднической торговле между Западной Европой и Востоком. Площадь Сан-Марко олицетворяла своим величием могущество и независимость Республики.

Архитектурный ансамбль площади включает в себя собор святого Марка, Дворец дожей, колокольню Сан-Марко, Часовую башню (Тор-ре дель Оролоджио), библиотеку Сан-Марко, и здания Старой и Новой Прокураций. В непосредственной близости находится площадь Пьяцетты, которую стоит рассматривать как часть единого архитектурного комплекса.

Возведение собора святого Марка, собственно, и послужило причиной создания площади. В соборе хранятся мощи евангелиста Марка. По преданию, возвращавшийся морем из Аквилеи, где он проповедовал новую веру, Марк был застигнут бурей и укрылся от непогоды на одном из островов Венецианской лагуны. Там во сне его посетил ангел и сказал: Мир тебе, Марк, евангелист мой (Pax tibi Marce evan-gelista meus),— тем самым, обозначив место его будущего вечного упокоения. Марк умер и был погребен в Александрии. В годы господства мусульман тело евангелиста тайно вывезли два венецианских купца, прикрыв его свининой (мусульманские таможенники побрезговали досматривать груз с мясом нечистого животного).

В 828 году мощи святого Марка были благополучно доставлены в Венецию. Так сбылось предсказание ангела; слова, которые он произнес, впоследствии были начертаны на знамени Венецианской республики. Евангелист Марк стал восприниматься как покровитель города, а его символ, лев, стал символом города. Первая церковь в честь евангелиста Марка была освящена в 832 году, а в 1094 году прошла первая служба в соборе, который стоит на площади Святого Марка и до сих пор. Этот собор был построен с максимально возможной роскошью; в его отделке использовались драгоценности, добытые на Востоке, а также целые фрагменты греческих и римских храмов. Над главным входом возвышается привезенная в Венецию из Греции бронзовая квадрига. Со временем убранство собора дополнялось, становясь все более и более богатым.

К собору святого Марка примыкает Дворец дожей. Дожами называли правителей Венеции. Сначала их назначали власти из центра византийских владений в Италии — Равенны, но потом их стали выбирать сами островитяне.

С сакрализацией власти над морской державой связан обряд, впервые совершенный в 998 году в правление двадцать шестого дожа Пьет-ро Орсеоло. Вновь назначенные венецианские правители в день Вознесения совершали обряд бракосочетания с морем; бракосочетание происходило на специальной парадной галере. Дож бросал в воду золотое обручальное кольцо, произнося: 0 море, с тобою обручаюсь, в знак неизменного и вечного моего владычества над тобой. Право на обручение с морем было закреплено официально в 1177 году папой Александром III после признания венецианцами Римской католической церкви. На настоящий момент на морском дне лежат сто пятнадцать золотых колец дожейДворец ложей был возведен во втором десятилетии IX века. Вначале это был замок, сооруженный в целях защиты от врагов. За долгую историю дворец несколько раз расширялся, перестраивался. Нынешнее здание, построенное в XIV веке, уже не напоминает крепость — это именно дворец, причем, весьма роскошный и затейливый. Верхняя, более массивная часть дворца покоится на ажурной двухъярусной колоннаде. Создается впечатление, что две ленты колоннадных опор просто не в состоянии удержать вес всего сооружения. Изнутри дворец не менее великолепен, чем снаружи.

Рядом с дворцом, около самого берега моря установлены две мощные монолитные колонны из красного и серого гранита. Одну из колонн венчает статуя святого Феодора, древнего покровителя венецианцев, другую — лев, символ святого Марка. Для этих скульптур венецианцами использовались более древние изваяния: бронзовое изображение крылатого льва — сасанилская скульптура IV века, а беломраморный святой Федор верхом на крокодиле скомпонован из торса римского полководца II века и головы Митридата Понтийского. обще, как уже говорилось, в Ьен-Ции для строительства новых ний очень широко использоваЛщ памятники старины, в частности, к. менные блоки из античных пилин. Следует отметить, что символик: Сан-Марко и Пьяцетты ориентирвана на находящееся здесь же мое (площадь Пьяцетты фактически является набережной). Можно скь зать, что морская гладь здесь представляется как государственная территория, центр жизненно важны: интересов. Одним из символов, прозванных подчеркнуть владычестве над морем, являются флагштоки гт ред собором святого Марка; в пре ние времена па них вывешивалисг стяги Морей, Кандии и Кипра — за морских колоний Венеции.

Лев, символ евангелиста Марк. встречается в историческом центр Венеции на каждом шагу. Он мгг представляться в нескольких полжениях. Когда лев изображался держащим лапу на раскрытой книге (Евангелии) — то выступал символом носителя мира. Если книга под лапой была закрыта — лев грозил войной. Изображения льва венецианцы часто помещали рядом с морем, что показывало военно-морскую силу Венеции. Когда же задние лапы льва находились в воде, а передние на земле — это символизировало Венецию как владычицу моря и суши.

Площадь Святого Марка в Венеции может быть рассматриваема как пример сочетания в едином комплексе религиозных и светских сакральных символов. Видно, как руководители купеческой Венецианской республики при создании центральной точки своего государства (архитектурного комплекса Сан-Марко), стремились придать этому сакральному центру качество, ценное для купеческого ремесла: наличие богатства, преумножающегося под божественным покровительством.

Многие историки и искусствоведы расценивают площадь Святого Марка как своеобразную рекламную витрину Венецианской республики. Недаром в XIX веке (во времена, когда роль морской республики на мировой арене уже снизилась) Наполеон назвал площадь Святого Марка самой блестящей гостиной Европы