cat-right
Достопримечательности мира     |     Озеро светлояр

Почитание водоемов

Священный источник Проня-ключ расположен на территории Коми-Пермяцкого автономного округа, в Кудымкарском районе, недалеко от села Верх-Иньва. Он бьет из склона оврага, вблизи от лесной опушки. Местные жители ухаживают за источником, поддерживают его в хорошем состоянии: рядом построены два деревянных настила, соединенных мостками и желобом для воды. Первый настил установлен возле самого ключа — маленькой земляной ванночки, из которой бьет вода, и куда паломники бросают монеты. Второй — ниже по течению: здесь набирают воду. Источник окружен так называемыми обетными деревьями, украшенными лептами, платками, полосками ткани.

Паломнический ареал Проня-ключа достаточно велик: сюда приходят и приезжают люди из всех окрестных деревень. Массовые паломничества к источнику происходят во время праздников (Троицы, Иванова дня и др.), наряду с молебнами, богослужениями здесь зачастую проводится и обряд крещения. Помимо календарного, распространено и сугубо функциональное почитание источника: люди приходят сюда за водой, которая, как считается, обладает целебными свойствами и излечивает от любой болезни, в том числе от мыжи, распространенной у коми-пермяков порчи от покойника. Из этнографических записей: На Проню ходят в Троицу... Детей вот лечат, да что, пупыри всякие. Или глаза когда болят. Поп кудымкарский туда приезжает, освящает да что...

Традиции почитания предков по-прежнему сильны, и посещение Проня-ключа воспринимается как составная часть поминальной обрядности. Примечательно, что уроженцы этих мест, давно живущие в городе, стараются приехать именно на Троицу и, после посещения кладбища, приходят на источник. При этом принято бросать в источник деньги (здесь встречаются монеты еще XIX века), повязывать ленты и платки на обетные деревья.

Проня-ключ окружен ореолом преданий, мифологических представлений; название источника связывают с именем некоего Прони, жившего в этих местах много лет назад и ухаживавшего за ключом. Одна из версий связана с происхождением источника: Здесь когда-то старик Проня жил, золото в этих местах пытал. Лет двести уже прошло с этих пор, а может быть, и больше. Искал и все тут перерыл. В одной из ям этот источник и вышел. Традиционно языческое почитание природного объекта проявляется, в частности, в том, что по представлениям коми-пермяков исцеление может принести не только вода из Проня-ключа, но и уход за самим источником: Я помню, тут большие деревья стояли. На ветках икон, тряпок полно висело. Пол был очень древним, наверное, еще прадедами рубленный. А желоб всегда новый делали. Существует такое поверье, что если больной новый желоб выдолбил, то хворать переставал. У нас один мужчина был, заболел чем-то страшно, умирать уже собрался. Пойду,— говорит,— напоследок желоб на Проня-ключе обновлю. Сделал — и болеть перестал. Бог, видимо, здоровье ему дал.

В систему мифологических представлений, связанных с источником, проникают и христианские элементы: Одна женщина очень больная пошла сюда, а здесь озеро было в буреломах. Смотрит, женщина оттуда выходит. Подошла, долго ей про Христа рассказывала, а потом повернулась и обратно в лес ушла. После эту женщину никто и не видел. Встречаются случаи христианской мотивировки почитания источника: Здесь, рассказывают, раньше часовня была. Люди приходили со всей округи Богу молиться. Где-то в 37-м году часовню разрушили, но старые люди продолжали ходить на это место. Я помню, в детстве всегда здесь бегали, бабушки наши иконы сюда принесут, вон на эти деревья повесят и молятся, поминаются. Любой праздник здесь проводили.

В целом не вызывает сомнений, что функционирование Проня-ключа в традиционном укладе жизни коми-пермяков является классическим примером анимизма — одушевления и почитания природного объекта (об этом свидетельствует и почитание входящих с ним в единый сакральный комплекс обетных деревьев). Христианская обрядность, по сути, является лишь формой выражения для устойчивого комплекса архаических представлений, христианские элементы органически вписываются в систему архаической культуры. Соединение православия и язычества с безусловным доминированием последнего — характерная черта традиционного мировоззрения коми-пермяков.

Почитание источников у коми-пермяков распространено широко. В качестве еще одного примера можно привести источник Таркомыс (Кочёвский р-н). Так же, как и Проня-ключ, он расположен в стороне от населенных пунктов и дорог (на опушке смешанного леса), благоустраивается местным населением, окружен обетными деревьями.

Рядом с источником местные жители поставили стол и лавку, здесь же хранится посула (кружки, стаканы); дно источника покрыто монетами, которые полагается приносить ему в дар.

Так же, как и Проня-ключ, Тар-комыс связан с номинальной обрядностью и праздником Троицы.

На значимость Таркомыса в глазах местных жителей указывают подобные высказывания: Про Тарко-мыс даже в Библии написано. У нас одна в Пермь ездила, она рассказывала. Так и написано, что было тут 36 домов, часовенка была. Потом они под воду ушли. Конечно, в Библии ничего такого нет, но попытки увязать Таркомыс с этой главной книгой (кстати, ход, широко распространенный в фольклоре) указывают на его высокий статус.

Сакральный статус у коми-пермяков могут иметь не только источники, но и другие водоемы. Однако надо отметить, что если источники хоть каким-то образом включены в христианскую систему координат, то реки и озера связаны исключительно с языческими символами.

Например, стоит упомянуть многочисленные рассказы о русалках и водяных, живущих в водоемах. Среди быличек этого типа — рассказ о подводном стаде. Озеро тут есть, рассказывали, значит. Вроде бы водились там водяные коровы, особой масти, но на наших похожи. Если человек, который увидит эту корову, накинет ей крестик на голову, на рога, нательный крестик — корова уже в воду не входит — остается при этом хозяине. А корова эта очень молочная. Ну, теперь нет уже таких, в старину когда-то было. Вот около Варыша, по дороге на Мараты, озеро есть, так там тоже такие были. Варьппанские, как и пуксиб-ские делали так же, но у них там свое озеро было. Видно, только в озерах они бывали. Стадо коров это Водяного. Так добрый, наверное, был, раз коров людям выгонял (смеется). Бык рычит, мычит. Вверх по течению идет. Это в Коче слышали много раз. Только мычит, а самого не видно. Отец рассказывал, мычали коровы на берегу, ходили невидимые. Кто у них хозяин? Вакуль и есть. Известно также представление, что если тонет пастух — значит, в подводном царстве пасти некому, а если тонут дети, значит у водяного прислуги не было. Представление о корове и быке, как хтоническом, подводном существе, в котором как бы воплощается дух озера, имеет, видимо, финно-угорские корни.

В мифологической картине мира коми-пермяков существует водный мир, во многом аналогичный миру живых.

Рядом с полузаброшенной деревней Селище (Косинский район) расположено озеро Вад-Син; в переводе с коми-пермяцкого языка вад син — намочи глаз; возможно и такое толкование, как ва син (вода- глаз). Свое название, по рассказам местных жителей, оно получило из-за небольших озерец, глазок, расположенных рядом с ним. Местные жители часто утверждают, что в определенные дни озеро глядит и это к добру; считается, что вода озера Вад-Син обладает целебными свойствами. По сообщению информанта: У кого глаза болят, дак туда идем, умываемся. Воду оттуда приносили и мылись ей. Много нас ходило, сейчас ходят тоже, кому надо. Мамка все время ходила и домой волу приносила.

В быличках Вад-Сип часто называют темным озером, глубоким озером с черной водой. Рассказывают о существовании там демонических существ: Я видела там русалку, или кого-ли... Подошла к отлому-то воду набирать. Смотрю, сидит: волосы длинные, а рук не видно. Голова как у человека. Боялась, утянет меня туда. Больше там не ходила... Встреча с русалкой здесь традиционно воспринимается как знак скорого несчастья.

Рыбаки неоднократно отмечали, что в озере водится только щука. За метим, что в коми-пермяцкой маги ческой традиции щука обладает оп ределенной мистической силой. Су шеная щучья голова используется в магических обрядах и народной медицине.

Водоемы — только один из типов природных объектов, почитаемых коми-пермяками. Известно также о случаях сакрализации камней, гор, деревьев и др.