cat-right
Достопримечательности мира     |     Тиуновское святилище

Пушкинские горы

В современном обществе, где многие категории сакрального трансформировались в сравнении с обществом традиционным, одним из типов объектов, выполняющих сакральные функции, являются музеи. В качестве примера современного сакрализованного музейного пространства можно рассмотреть Пуш-киногорский заповедник.

Центральным объектом заповедника является Михайловское — небольшое усадебное имение, связанное с именем Александра Сергеевича Пушкина. Оно было построено в конце XVIII века дедом поэта Осипом Абрамовичем Ганнибалом и впоследствии перешло во владение его дочери Надежды Осиповны Пушкиной. Семья поэта отдыхала здесь в летние месяцы. С 1817 по 1836 год А. С. Пушкин приезжал в имение своих родителей семь раз. Неподалеку, в Пушкинских (Святых) горах, он и похоронен.

В августе 1824 года А. С. Пушкин был сослан в Михайловское за вольнодумство и резкие высказывания в адрес царя.

Два года, проведенных в Михайловском, были плодотворны для поэта в творческом отношении. В литературных произведениях этого периода проявилась профессиональная зрелость, вырабатывался индивидуальный стиль, лишенный юношеских заимствований. А. С. Пушкин был первым, кто смог возвести русский язык до уровня высокой литературы; до сих пор литературное творчество предполагало использование особой стилистики, отличной от живого разговорного языка. Можно сказать, что именно в годы Михайловской ссылки А. С. Пушкину удалось достичь качественно нового уровня литературного мастерства. Годы жизни поэта в здешних краях можно считать временем начала нового русского литературного языка.

В 1860-е годы сыном поэта, Г. А. Пушкиным, обветшавший господский дом был разобран, на старом фундаменте возведена новая постройка. Начиная с 1911 года здесь существовал музей. В феврале 1918 года Михайловское, так же, как и все окрестные усадьбы, было разрушено, а в 1937 году снова восстановлено по старинным рисункам. Во время Великой Отечественной войны усадьба опять была разрушена дотла, а к 1949 году — снова восстановлена.

Время не пощадило строений, однако неизменным остался местный ландшафт. Администрации музея удалось сохранить нетронутой природу Михайловского, и поэтому посетители музея могут видеть из окон тот же пейзаж, какой видел и поэт в годы своего пребывания здесь.

В настоящее время заповедник Михайловское занимает территорию общей площадью 9800 га. Здесь расположены Святогорский Свято-Успенский мужской монастырь (XVI-XIX вв.), усадьбы Михайловское, Петровское, Тригорское и принадлежащие им парки, а также целый ряд исторических и природных памятников.

Господский дом усадьбы А. С. Пушкина стоит на высоком берегу реки Сороти; за рекой расстилаются заливные луга, открывается далекая и живописная перспектива. Помимо главного дома в Михайловском восстановлены также усадебные постройки: домик няни Арины Родионовны, кухня, амбар, дом управляющего и т. д. Романтическое впечатление производит парк Михайловского, некоторые участки которого были созданы еще до А. С. Пушкина (так, мемориальная еловая аллея была посажена его дедом — О. А. Ганнибалом).

Неподалеку от Михайловского располагается Тригорское — усадьба друзей А. С. Пушкина Осиповых-Вульф. В годы ссылки поэт бывал здесь часто, обитателям Тригорско-го посвящены многие его поэтические строки. Восстановлена и усадьба Петровское — родовое имение предков А. С. Пушкина Ганнибалов.

На территории Пушкиногорско-го заповедника располагается множество памятников истории. Здесь находятся древние городища Воро-нич, Савкино, Велье. В Михайловском парке сохранились древние курганы V-X веков.

Отдельного внимания заслуживает Святогорский Свято-Успенский монастырь, основанный в 1569 году на древней Синичьей горе. Здесь, на самой вершине, около стен Успенского собора, похоронены А. С. Пушкин и его близкие родственники.

Ввиду сложности задачи (интерьеры, помнящие Пушкина и его соседей, почти не сохранились), создатели музея поставили себе целью помимо сохранения и реконструкции старины создавать еще и дополнительные, современные объекты. Так на территории музея появились дуб зеленый, памятник зайцу (спасшему поэта от участия в восстании декабристов), скульптурные изображения самого А. С. Пушкина и т. д.

Мифологизация пространства заповедника выражается и в том, что некоторые его места сопоставляются с определенными образами произведений А. С. Пушкина (эта тенденция обозначилась еще при жизни поэта) или мемуаров о нем. Так, на пути следования экскурсионных маршрутов появились аллея Татьяны, аллея Керн, скамья Онегина, дуб уединенный и т. д. При этом надо отметить, что подобная тенденция к мифологизации встречается во многих (если не во всех) ландшафтных музеях-заповедниках. Такой подход вполне корректен, если рассмотреть Пушкиногорский заповедник (и на его примере — современные музеи вообще) как объект сакрального характера. Как правило, в современных музеях фиксируются символы, социально ценные для данной культуры, данного периода. Среди этих символов могут быть природные и архитектурные объекты, литературные произведения, человеческие поступки. Пожалуй, наиболее распространенным принципом построения музейного пространства является воспроизводство некоего подвига, имевшего место в прошлом. Пушкиногорский заповедник связан с творческим подвигом А. С. Пушкина — создателя гениальных литературных произведений, реформатора русского литературного языка, человека, сумевшего возвести свою жизнь (во всех ее проявлениях) в ранг ориентира для последующих поколений. Обстановка пушкинского подвига и воспроизводится в заповеднике. При этом в единый комплекс вводятся и другие объекты, связанные с понятием сакрального — природные урочища, исторические памятники, культурные символы ушедших времен.

А. С. Пушкин — великий поэт, Михайловское — место создания великих литературных произведений. Но, помимо этого, есть еще факторы, позволяющие воспринимать заповедник как памятник особенному. Образ А. С. Пушкина в общественном сознании — образ настоящего человека — талантливого, яркого, умного, сильного, физически и психологически здорового. Жизнь поэта была наполнена творчеством, познанием, яркими событиями, приключениями. Он умел быть разным, но при этом в каждом из своих состояний оставаться гармоничным. Психологический облик А. С. Пушкина значительно изменялся согласно возрасту; изменялись его воззрения, стратегии поведения, система ценностей. Образы, в которых предстает А. С. Пушкин на протяжении своей жизни, настолько разнообразны, что, в принципе, любой человек, находясь в любом возрасте и относясь к любому психологическому типу, мог бы найти созвучие своего внутреннего состояния в событиях жизни поэта. Экспозиция музея-заповедника как бы отсылает посетителя к различным сильным психологическим ситуациям и состояниям. Так, Михайловское — это творческое уединение, легкая оппозиционность по отношению к государству; аллея Керн — романтическая куртуазность; Тригорское — дружеское общение, веселый флирт; Святогор-ский монастырь — ощущение смерти, религиозное чувство.

Таким образом, объектом музе-ефикации стала не только поэзия и не только жизнь А. С. Пушкина, но некий набор символов образцовой, настоящей жизни. Образ А. С. Пушкина, сложившийся в общественном сознании (и,видимо, достаточно близкий к оригиналу), вполне подходит под категорию пример для подражания; события его жизни, произошедшие в прошлом, преломляются в современном восприятии как некие эталонные действия.

Музейная экспозиция воспроизводит не только жизнь А. С. Пушкина — она воспроизводит атмосферу дворянского быта начала XIX века. Изящество усадебной жизни, особый стиль организации быта, поведения, общения — это то, что современным человеком воспринимается как некий идеализированный, утопический вариант жизнеустройства.

Говоря о сакральности духа Пушкиногорского заповедника, необходимо упомянуть о большом внимании к природным объектам — воссоздание ландшафтов (как природных, так и исторических)в их первозданном виде стоит также рассматривать как акт возвращения к изначальному.

В построении пространства музея-заповедника можно усмотреть традиционные принципы организации сакрального пространства. По крайней мере, здесь (как и в других музеях) происходит разделение именно заповедной зоны и зоны для проведения специальных общественных мероприятий(в Михайловском это большая поляна, на которой проходят ежегодные Пушкинские праздники). Разделение сакрального пространства по зонам значимости происходит и в православной традиции. Еще более последовательно, судя по археологическим данным, этот принцип соблюдался в дохристианской древности — территория святилищ часто включает сооружения, по всей видимости, предназначенные для ритуальных собраний и священных трапез.

Сакрализация музейных пространств глубоко архетипична. Воссоздание некоего идеального божественного положения дел в прошлом — общемировая практика с древнейших времен.