cat-right
Достопримечательности мира     |     Куст хетага

Реком

Широко известное осетинское святилище Рёком находится в глубине Цейского ущелья (юго-западного ответвления Алагирского ущелья), в 9 км пути по высокогорной дороге от поселка Бурон, на высоте 1946 м над уровнем моря. Поляна Рекомы фаз, где стоит святилище, с севера ограничена скалистым хребтом Цей-раг, с юга рекой Цейдон, мчащейся по очень крутому склону.

Цейская долина (Рекомы фаз — ее часть) геоморфологически представляет собой типичный, хорошо выработанный трог — результат ледниковой деятельности. Покрытая хвойным лесом и обрамленная хребтами и ледяными вершинами гор Адайхох и Уилпат, Цей-ским и Сказским ледниками местность очень живописна. Примерно в 3 км севернее Рекомы фаз расположено селение Верхний Цей.

Среди древностей Северной Осетии Реком занимает особое место: он сооружен не из традиционного для горной Осетии камня, а из дерева, и этом смысле уникален. Самые ранние сведения о Рекоме относятся к концу XVIII века. Однако многие факты (найденные средневековые предметы, оружие, архитектурный облик храма и пр.) говорят о более раннем возникновении этого памятника. Возможно, храм существовал уже в средние века, а святилище Реком, на месте которого он возник, относится, несомненно, к еще более древнему времени. По историческим преданиям,это было место поклонения многочисленного осетинского рода Царазо-новых, игравшего главенствующую роль в жизни Алагирского ущелья на протяжении многих веков.

Реком, с именем которого связано святилище в Цейском ущелье, относится к числу наиболее популярных в Осетии святых. Он упоминается не только в молитвах, но и в нартском эпосе. За образом святого угадываются черты древнего божества, связанного с плодородием. В христианстве он ассоциируется со святым Георгием (Уастырд-жи). Реком — покровитель древнего рода Царазоновых. Он был наиболее почитаем представителями иронской и туальской (тауллагской) этнических групп осетин.

Считалось, что храм Реком построен самим святым из бревен, не поддающихся гниению; эти бревна сами собой погружались в арбы, и волы везли их без проводника но назначенной дороге. В храме хранилась зрительная труба Рекома, его шлем, стрелы и другие предметы, обладавшие чудотворной силой. Считалось, что Реком приносит изобилие, урожай, охраняет скот, луга, отгоняет чертей и разные болезни. Однако Реком требовал, чтобы каждый охотник, убивший тура, оставлял его рога в храме, а из мяса животного готовил шашлык, иначе охотник больше не сможет убить даже мелкой дичи. В нартском эпосе сказано, что святилище Реком возникло одновременно со святилищами Мыкалыгабырта и Таранджелозом из трех слезинок бога, пролитых им по поводу гибели нарта Батрадза.

Реком являлся центром культа святого Георгия (Уастырджи). Это главный персонаж пантеона осетинских божеств и самый популярный из них. Он является покровителем воинов, путников-мужчин и вообще считается покровителем мужчин.

В честь Рекома в определенный день в году, в июле, приносили в жертву баранов, быков, варили пиво и другие напитки и устраивали пир, который длился от субботы до субботы, и на котором имели право присутствовать только мужчины. Каждая фамилия располагалась возле святилища отдельно, в каменных домиках, ими построенных. Здесь же варилось пиво в больших медных котлах, постоянно хранившихся в Рекоме. В день праздника тут же резали баранов, а иногда и волов. Каждое село пировало отдельно. Жители сел приглашали друг друга в гости и устраивали взаимные угощения. Иногда все богомольцы становились в один ряд и, держа друг друга за руки, кружились вокруг святилища с религиозным хороводным пением. В этот день на поклонение к Рекому приходило много народа из разных мест Осетии.

Раньше на празднике Рекома происходило что-то вроде Олимпийских игр: бывали состязания в верховой езде, кулачном бое, стрельбе, танцах, пении и т. д.

Это был настоящий мужской праздник, в котором женщины, боясь гнева святого Георгия Рекома (Рекомы Уастырджи), не участвовали. Они могли подойти к святилищу только на определенное расстояние, для того чтобы передать пирующим угощения.

По преданию, однажды, в день праздника, к храму Реком шла женщина, которая несла на руках ребенка и гнала перед собой барана, предназначенного в жертву Рекому. Когда она приблизилась к храму, вдруг задул сильный ветер, превративший ее, ребенка и барана в каменные изваяния. По другой версии, это была семья из мужа, жены и грудного ребенка. Глава семейства вел для приношения в жертву Рекому барана, но не обратил внимания, что на веревке, на которой он вел барана, была свиная щетина. (Реком, как и другие популярные языческие божества, не терпит свиней. Конечно, это объясняется не мусульманским влиянием, а скорее всего, традиционно отрицательным отношением осетин к свиньям и ослам). Муж и жена шли спокойно со стороны Грузии до самой вершины перевала, а как дошли до него, Реком рассердился и обратил их в камни. Окаменевшие муж с бараном на веревке и жена с младенцем, прижавшимся к ее груди, и теперь стоят на Цейском перевале.

Позже, в связи с массовым переселением осетин на равнину, праздник Рекома утратил многие свои черты. Сегодня, наряду с мужчинами на нем могут присутствовать женщины и дети (однако сидят они отдельно). Обычно, за устройством и проведением праздника следит де-каноз или дзуарылаг (жрец), который выбирается из числа наиболее почетных стариков. Он также отвечает за сбор денежных и других приношений и кладет их в святилище, куда, кроме него, никто не имеет права доступа.

Реком, будучи вначале родовым святым, позже приобрел характер общеосетинского божества. В археологическом отношении святилище Реком, к сожалению, остается до сих пор мало изученным.