cat-right
Достопримечательности мира     |     Святилище мугур-саргол

Русалочьи озера

Территория Курганской области в обилии покрыта небольшими озерами — они находятся почти возле каждого населенного пункта. Озеро — неотъемлемая и привычная часть здешнего ландшафта и, несомненно, это стало одной из причин восприятия недостижимого подводного мира как места обитания нечеловеческих существ: так, в данном регионе широко распространены легенды об озерных жителях — русалках.

Обычно рассказ о встрече с русалкой сводится к довольно простой схеме — наблюдавший ее проходит мимо озера рано утром или поздно вечером (то есть во время, когда на улице никого нет) и замечает, что на мостках у воды сидит молодая женщина и с увлечением расчесывает свои длинные (иногда блестящие) волосы (по выражению одной из рассказчиц, аж гребень трышшит). Русалка ничем особенным не отличается от обычной женщины, иногда наблюдатель даже принимает ее за человека, но, заметив чужое присутствие, русалка пугается и ныряет в воду. При этом она иногда забывает свой гребень на берегу. Гребень этот не от-личается ничем выдающимся, по крайней мере, рассказчики затрудняются хоть как-нибудь его описать. Как правило, русалка не проявляет по отношению к людям никакой агрессивности, однако она обижается в случае, если человек, нашедший ее гребень, пытается его присвоить. Поэтому существует правило — забытый русалкой гребень нужно кинуть в воду, туда же, куда нырнула она сама. Провинившегося рыбака русалка может невзлюбить и делать ему маленькие пакости — например, путать сети. Также русалка может испугать рыбака, всплыв рядом с его лодкой где-нибудь посреди озера и вступив при этом в дружелюбный разговор.

В одной из деревень на севере Курганской области существует история о местной женщине, которая обронила в воду кольцо. Пожалев о пропаже, она вернулась на мостки и попыталась нашарить кольцо на дне, но русалка не дала ей этого сделать, оставив на руке глубокие следы от своих ногтей. Вообще, эта русалка, в отличие от других представительниц своего племени, была зла и опасна. Рассказывают, что в начале 1970-х годов она утопила женщину во время купания, а в то самое время, когда женщину несли на кладбище — утонул еще и парень. При этом у обоих на горле нашли следы двух пальцев русалки. На настоящий момент русалка в озере не живет; среди местных жителей бытует мнение, что с ее исчезновением озеро начало зарастать и покрываться тиной.

В здешних краях редко рассказывают о каких-либо других подводных жителях. Например, одна женщина, подходя пасхальным вечером к собственному дому, увидела двух животных, похожих на собак — те сидели на задних лапах и, заметив женщину, наперерез ей стремглав бросились в воду.

Часто о встречах с русалками рассказывают пожилые люди, которые относят эти события ко временам своей молодости. Однако можно услышать и истории о совсем недавних наблюдениях. Вообще, после многократного прослушивания рассказов очевидцев о встречах с русалками возникает, по выражению одного из местных этнографов, пьянящее ощущение, что все это правда.

Надо сказать, что фольклорные сюжеты подобного типа в Сибири распространены довольно широко, причем поведение русалок, в общих чертах, везде одинаково. В качестве примера можно привести аналогичный текст, записанный в 1977 году в Читинской области: Две бабки из гостей шли. Одна теть Шура наша была. До мостика дошли, смех услышали. Интересно им стало, решили, что девки с парнями балуются. Подошли поближе, видят: девка в воде стоит, волосами трясет и хохочет. А смех-то такой, что страх наводит. Испугались они, и бежать. В чужой дом заскочили и — к окну. А девка волосы свои чешет и смеется. Тетка Шура как матюгнется! Девка в воду плюхнулась и замолчала, а гребень на берегу оставила. А утром тетя Шура за водой пошла и его домой притащила. И каждую ночь ей та девка-волосатиха спать не давала, стучит то в окно, то в двери. Тетка Шура старичку одному рассказала. Л он ей: "Снеси гребень-то, девка, а то русалка житья не даст". Утащила бабка гребень, и та девка к ней ходить перестала .

По распространенному мнению (встречающемуся не только в Курганской области) способность видеть русалок (так же, как и другую нечистую силу) свидетельствует о достаточно высокой духовности наблюдателя. Говорят: Раньше в Бога верили, может, потому нам и блазнилось, а сейчас сами в жизни живем чертовской — может, потому ничего и не видим.