cat-right
Достопримечательности мира     |     Москва

Сакральная география

Сакральная география — это система знаний о соотнесении тех или иных объектов на земной поверхности с категориями священного.

Слово священный (синонимами которого являются латинизмы сакральный и сакраментальный) в русском языке обозначает целый ряд понятий. В узком смысле священным называется нечто, обладающее святостью, освященное, связанное с религиозным культом; также священным может называться и нечто, ведущееся в интересах религии. В более широком смысле данный термин может употребляться и по отношению к вещам, не связанным с религией; так, священный — это: Особенно дорогой, глубоко чтимый, заветный. // Такой, на который нельзя посягнуть; неприкосновенный. // Нерушимый, незыблемый.// Возвышенный, благородный. // Высокий, почетный. // Предпринятый, ведущийся с освободительной целью, за справедливое дело (о войне, сражении, бое).// Почтительный, благоговейный . Кроме того, в понятии сакральный присутствует также значение обрядовый, ритуальный.

В целом перечисленные определения священного сводятся к обозначению чего-то особенно ценного, значимого; при этом священное практически всегда связано с трансцендентальностью (запредельностью), мистичностью. Прежде всего, понятие священного, конечно, относится к религии — явлению сугубо мистическому (связанному с Богом и сферой божественного) и при этом имеющему для множества людей особую ценность. Однако нам кажется неправильным рассматривать священное только в контексте религиозных практик. Например, глубоко мистичным понятием является смерть человека, и, как следствие, к числу сакральных объектов традиционно относятся захоронения, места кремации, памятники в честь событий, связанных со смертью (даже в том случае, если перечисленные объекты не относятся ни к какой религии). Также сакральный статус могут иметь объекты, связанные с культом предков, государственной властью, творческой гениальностью (и личностями, носителями этой гениальности), знанием (особенно со Знанием в его мистическом понимании), величием природы, ратным героизмом, проявлениями культуры (особенно Культуры в ее высоком понимании), физическим совершенством и т. д. Таким образом, в числе географических объектов, имеющих сакральный статус, могут рассматриваться (конечно, не все, а некоторые, наиболее значимые) места, связанные с жизнью замечательных людей и судьбоносными историческими событиями, святыни государственной власти, мемориалы, хранилища культурных ценностей (музеи, библиотеки), знаменитые природные урочища, престижные учебные заведения и т. д. В отличие от религиозных объектов, предполагающих приобщенность к божественному, светские сакральные объекты основаны на иной мистике — восходящей к категориям рождения, совершенства, подвига, силы, Родины, смерти и др. Вообще же, надо отметить, что граница между священным и просто особенно ценным (в обыденном, не сакральном смысле) часто трудноуловима. В данной книге мы надеемся показать объекты сакральной географии во всем многообразии.

Рассматривая географические объекты, имеющие статус священных, необходимо учитывать, что таковыми их, как правило, считает только ограниченная группа людей. Так, ортодоксальные последователи какой-либо религии могут вовсе без почтения и даже с агрессией относиться к священным объектам другой религии. Почитаемое природное урочище может считаться священным только для жителей прилегающих территорий; памятник герою может цениться только его соотечественниками; дом поэта или основателя учения воспринимается как объект повышенной ценности только теми людьми, которые считают ценностью поэтические строки или тезисы данного учения. Мало того, необходимо помнить, что даже внутри одной группы (народа, единоверцев, профессионального сообщества) люди в разной степени склонны оценивать то или иное как священное.

И места отправления религиозных культов, и символы государственной власти, и многие другие объекты, которые с той или иной степенью уверенности можно отнести к категории священных, обретают свой особо значимый статус благодаря одному и тому же социально-психологическому механизму. Понятие священного всегда предполагает некую иерархичность. В любой системе существует нечто, имеющее особенно высокую значимость — существует некая составляющая, которая более ценна, чем другие части системы. Данная иерархичность приводит к тому, что части системы, имеющие обычную значимость, образуют обычное, или профанное, а части, обладающие повышенной значимостью, могут, при наличии определенных условий, оформиться как священное, или сакральное. Священное и обычное представляют собой две взаимодополняющие части единой картины мира.

В целом священное (как категория и как совокупность почитаемых объектов) формируется благодаря определенным особенностям человеческой психики, в частности, человеческого восприятия. Кроме того, священное призвано обслуживать социально-психологические потребности как отдельных людей, так и сообществ.