cat-right
Достопримечательности мира     |     Аркаим

Сакральная традиция Мари

Марийский народ (народ мари), представляющий финно-угорскую языковую ветвь, сохранил языческие обычаи и верования своих предков, пожалуй, в большей степени, чем какой-либо из других европейских народов. В Республике Марий Эл не прерывалась традиция проведения языческих обрядов, сохранилось жречество.

До сих пор пользуются почитанием священные рощи, где молились отцы и деды современных мари. В республике насчитывается более трехсот священных рощ; их можно обнаружить в окрестностях практически любого села. Сохранить свои священные места мари помогает то, что республика находится на обочине основных транспортных, неф-те- и газомагистралей.

Почитаемые рощи защищены законом и обычаем. Кроме того, считается, что человек, покушающийся на такую рощу, ведущий себя оскорбительно по отношению к духу места, рискует получить наказание от богов или природных сил (существует множество рассказов о таких случаях).

Пространственно-географическая привязка священной рощи осуществляется, прежде всего, по отношению к источнику воды, который должен находиться к югу, юго-востоку от нее.

Роща имеет три входа (трое врат): вход для приношения воды (располагающийся в непосредственной близости от источника на юге, юго-востоке), вход для молящихся (с северо-запада, на конце, противоположном от источника), вход для жертвенных животных (с востока). Для молений выбирается поляна у священного древа, так что жрец, ведущий службу, и молящиеся, находясь лицом к священному древу, ориентированы на юго-восток. Раз в году дерево обвязывают новым липовым лыком, которое представляется как серебряный пояс. У подножия древа верующие кладут жертвенную пищу, принесенную из дома. Перед древом на линии северо-запад — юго-восток разводится огонь для варки в котлах жертвенной пищи, между этим очагом и деревом жрец проводит моления, дает благословения верующим, которые проходят между ним и древом, подходят к жрецу с восточной стороны от указанной линии. С западной стороны от этой линии, примерно на таком же расстоянии от древа, как располагается очаг, привязывается жертвенное животное (и вывешивается его шкура после принесения жертвы). С запада же располагается яма для слива крови и внутренностей, а также малый очистительный огонь.

Как и у многих народов, сохраняющих языческие верования, у мари священным местом является само жилище и усадьба. Как и у русских, деревня-община и лом отождествлялись у мари с центром мироздания, с пупом Земли-матери.

Ранее этот центр мироздания представлялся небесным столбом, идущим к Полярной звезде. Вращающееся около Полярной звезды созвездие Большой Медведицы — по-марийски Небесный бык (Лось), Водыж, со временем превратилось в духа-хранителя деревни-общины, пастуха домашнего скота, а в дальнейшем преобразовалось в домового духа (кудыводыж).

Усадьба, родовое имение мари, представляла собой участок местожительства семейно-родового коллектива со строениями и разными угольями. Усадьбы и постройки внутри них располагались в древности произвольным образом. Только с середины XIX века под целенаправленным воздействием государства произошел переход к уличным и рядовым формам расположения усадеб взамен произвольных кучевых. Планировка двора и усадьбы приобрела прямоугольную форму по мере перехода к улично-рядовой организации поселений.

Интересной особенностью марийских усадеб является расположение на задах небольших рощиц для ссмейно-родовых молений. Такие домашние рощицы высаживались со времен Ивана Грозного, когда православная церковь запрещала исповедовать языческие культы, ходить в священные рощи, а потому мари втайне справляли обряды в этих рощицах внутри своих усадеб, сохраняя свою веру. Рощицы могут пополняться деревьями и в результате обрядовой посадки березок с молением во исцеление тяжело больных членов семьи.