cat-right
Достопримечательности мира     |     Meккa

Сакральное пространство в исламе

Согласно мусульманским представлениям, Бог не только создал мир, но и поддерживает творение существующим. Будучи абсолютно трансцендентным тварному космосу и сущностно непознаваемым, он дарует людям, наместникам и насельникам этого мира, знамения своего присутствия по ту сторону. К числу этих знамений относятся день и ночь, солнце и луна, небеса и земля. Сакральное не ограничено каким-то определенным сегментом пространства; правильнее говорить о сакральпости всего пространства в его тотальности. Никакое место само по себе не более священно, чем другие, ибо Богу принадлежат и восток, и запад: куда бы ты ни обратился — узришь Его лик (2:115). Однако сакральный характер пространства не означает, что оно однородно. По крайней мере, одно из направлений следует соблюдать во время обязательных молитв и отправления некоторых ритуалов. Это направление — ориентация на Мекку, а точнее — на аль-Каабу, главную святыню мусульман, паломничество к которой, являющееся одним из столпов веры, каждый мусульманин должен стремиться совершить хотя бы однажды в жизни. Для мусульман аль-Кааба — Дом Бога, символ Его присутствия на земле, отмечающий три главных события священной истории: (1) явление наместника Бога, пророка Адама, в самом начале, (2) утверждение единобожия пророком Ибрахимом и (3) ниспослание последнего Откровения Мухаммедом в эпоху, предшествующую Концу Времен. В силу сказанного, аль-Каабу следует рассматривать как единственный Храм, архетип, и в этом — принципиальное отличие мусульманского подхода, с самого начала размежевавшего понятия Дома Бога в Мекке и конкретных мест поклонения или вознесения молитв (мечетей). Примечательно, что молитвенный коврик мусульманина, на который обычно наносится схематическое изображение аль-Каа-бы, воссоздает на время молитвы пространство Храма, освящая место обращения человека к Творцу.

Молитва в мусульманстве имеет теургический характер, и является репликой в непрерывном диалоге с Богом, в котором человек произносит ритуальные формулы, а Бог, как единственный истинный деятель, отвечает тем или иным событием в его жизни. Кроме того, и всякое действие правоверного мусульманина ритуально оформляется как совершенное под руководством Бога. Подобная особенность мусульманского мировоззрения ведет к тому, что мечеть не воспринимается a priori святым местом, а становится таковым с течением времени, в результате коллективных молитвенных усилий многих поколений верующих и непрерывной рецитации Корана, прямой речи Бога. Освящение места (как и предмета) может быть также достигнуто начертанием коранических версетов, или божественных имен. Можно полагать, что использование в качестве мечетей христианских церквей, никак не регламентированное Кораном, легитимизировалось именно таким образом (наиболее известным примером превращения православного храма в мечеть является константинопольский храм святой Софии).

Отсутствие института церковной канонизации не означает, что мусульманам чуждо представление о святости. В исламе есть, по меньшей мере, два эквивалента христианского понятия святой: термином вели-аллах (букв, находящийся под покровительством Бога , друг Бога, или возлюбленный Бога ) обозначают человека, достигшего совершенства в религиозной практике и знаниях о Боге; термин шахид (букв, свидетель, мученик) употребляется по отношению к людям, отдавшим жизнь за дело веры. С некоторым приближением можно утверждать, что вели-ал-лах соответствует православному угоднику, а шахид — исповеднику, при этом в первую категорию попадают все пророки. Ригоризм в отношении догмата единобожия не позволяет придавать Богу сотоварищей (16:86), поэтому культа святых в том виде, каким его знает христианство, в исламе нет. Тем не менее считается, что святые наделены духовными дарами, для обозначения которых используется термин бакарах (букв, благословение), благодать.

При рассмотрении ислама (в том числе, разработанной им сакральной географии) необходимо разделять две традиции — суннитскую и шиитскую. Причиной раскола ислама на эти два течения был вопрос о легитимности духовного владычества (и, следовательно, мирской власти) в общине мусульман, вставший после смерти в 632 году Мухаммеда. Пророк не оставил мужского потомства, и с точки зрения шиитов единственным легитимным преемником Мухаммеда был его зять и двоюродный брат Али. Шиитская доктрина имамата гласит, что пророк Мухаммед, его дочь Фатима, ее муж Али и одиннадцать их потомков по нисходящей линии (так называемые четырнадцать непогрешимых) суть манифестации Божественного Света; они наделены высшим знанием, благодатью и сверхъестественными способностями. Собственно имамами (букв. предстоятелями) являются двенадцать из четырнадцати непогрешимых, то есть Али и его потомки, те, кому свыше предопределена власть в общине мусульман после смерти Мухаммеда. Помимо верховной светской власти, имам, как единственный авторитет в вопросах толкования Корана, обладает статусом духовного владыки, пастыря, который ведет верующих к постижению скрытого смысла вещей, исполнителя Божественного Предписания в мире невидимом. Эта космическая функция имамов как со-вершите-лей священной истории освящает и места их упокоения, получившие название машхадов (букв, мест свидетельствования [веры], мест исповедания [веры]). Одним из возможных переводов термина маш-хад может быть словосочетание место мученичества: согласно представлениям шиитов, все имамы, кроме последнего, пребывающего в сокрытии, умерли насильственной смертью. Посещение могил имамов вменяется верующим шиитам в обязанность; убеждение в том, что молитвенное обращение к Богу с просьбой о помощи, будучи произнесенным у мест погребения друзей Бога, имеет больше шансов быть услышанным, собирает к ним ищущих исцеления. Могилы имамов считаются местами обретения благодати, в близости к которым постигаются духовные истины, и в этом смысле представление о святости и культ святых в шиизме весьма близки таковым православного христианства. Архитектурной особенностью машхадов является, как правило, наличие над мавзолеем-усыпальницей золотого купола; в соседстве с мавзолеем часто находится медресе, а сам он выполняет и функции мечети.