cat-right
Достопримечательности мира     |     Хилла

Самарра

Самарра [Samarrah] — город в центральной части Ирака, лежащий на восточном берегу реки Тигр, в 120 км к северо-западу от Багдада. Был основан в 836 году халифом аль-Мутасимом из династии Абба-сидов (сыном легендарного Харуна ар-Рашида); ему же, по легенде, принадлежит и авторство названия (от арабск. surra man raa — букв. кто увидит — возрадуется ). В действительности, поселения на месте Самарры существовали задолго до официального основания города. Одно из них, Сурмаррати, упомянутое в надписи на стеле Сеннахериба (690 г. до н. э.), по-видимому, находилось в местности аль-Хувайш, напротив современной Самарры. Поздние античные источники указывают на существование здесь поселения под сходным названием. По свидетельству Аммиаиа Марцел-лина, в 364 году на месте города находился римский форт Sumere. Современное название, скорее всего, восходит к арамейскому Siimra (такая деревня существует в окрестностях Самарры; кроме того, топоним зафиксирован в Хронике Михаила Сирийского).

Согласно арабским источникам, в 834-835 годы халиф аль-Мутасим вынужден был вывести из Багдада воинские части среднеазиатских тюрков (из-за их конфликтов с местным населением) и начать поиски места для новой столицы. Путь халифа пролегал на север; во время одного из привалов, аль-Мутасим обнаружил недалеко от своего лагеря христианский монастырь. Сад монастыря, особенно понравившийся халифу, стал местом закладки дворца, известного под названием Дар-аль-Хилафа (836 г.); впоследствии монастырь вошел в комплекс дворцовых зданий в качестве сокровищницы. При сыновьях аль-Мутаси-ма — аль-Уасике и аль-Мутавакки-ле — Самарра не только сохранила статус столицы халифата, но и стала ареной интенсивного градостроительства. В течение 20 лет в городе и его окрестностях было возведено 20 дворцов, разбито несколько парков и огороженных охотничьих угодий; кроме того, были построены арены для проведения скачек. По замыслу аль-Мутаваккиля, город должен был превзойти великолепием все прежние столицы халифата. Например, в 861 году халиф повелел срубить и доставить в Самарру кипарис, посаженный Заратустрой в честь обращения царя Гиштаспа; из древнего дерева должны были сделать балки для очередного халифского дворца (к моменту доставки драгоценного ствола аль-Мутаваккиля не было в живых).

Большая соборная мечеть — один из немногих хорошо сохранившихся памятников градостроительной деятельности аль-Мутаваккиля. Это грандиозное здание площадью около 38 тыс. кв. м вмещало до 80 тысяч молящихся и было самой крупной мечетью мусульманской ойкумены. У северной стены мечети возвышается псевдосемиярусныи минарет аль-Мальвиййа (букв. скрученный)— циклопическое сооружение, представляющее собой конус, помещенный на квадратное основание (ныне отсутствующий деревянный павильон, установленный на верхней площадке, был восьмым ярусом). Видимость ярусной конструкции создается внешней спиралевидной лестницей, ведущей от основания вверх; ширина этой лестницы (2,3 м) позволяла халифу въезжать на вершину верхом. Высота минарета от основания до верхней площадки составляет 53 метра.

В 859 году аль-Мутаваккиль заложил в пятнадцати километрах к северу от Самарры новый город, которому дал свое имя (аль-Мута-ваккилиййа). В числе первых было возведено здание, которому архитекторы придали почти полное сходство с большой соборной мечетью в Самарре. Эта мечеть, Абу Дулаф, незначительно уступает своему прототипу по размерам (29 тыс. кв. м); она также имеет минарет (34 м) у северной стены (внешняя спиралевидная лестница минарета Абу Дулаф круче, чем у аль-Мальвиййа, она формирует шесть псевдоярусов). Причины, побудившие аль-Мутаваккиля начать строительство города (фактически, повторения Самарры), не известны. Считают, что завершение работ должно было стать сигналом к перенесению столицы на новое место. Со смертью халифа в 861 году строительные работы были прекращены.

На протяжении 56 лет, в течение которых Самарра была столицей, халифский престол занимали восемь человек. Восьмой халиф, аль-Мута-мед (сын аль-Мутаваккиля), вернулся в Багдад в 884 году, а с его смертью (892 г.) столица была официально перенесена на прежнее место. К 894 году город значительно обезлюдел. Халиф аль-Муктафи, посетивший Самарру в 903 году, застал дворец аль-Мутасима полуразрушенным, и запланированное им возвращение столицы не состоялось.

Однако в истории Самарра осталась благодаря не кратковременному пребыванию здесь государственной власти, а некоторым событиям, связанным с шиитскими имамами, наследниками пророка Мухаммеда. Как уже отмечалось выше , каждый человек, поочередно становившийся имамом, имел статус святого, духовного и светского лидера, воплощал в себе божественное начало.

По преданию, Али б. Аби Талиб, первый имам, похоронен в Неджефе (Ирак), рядом с могилами Адама и Ноя (что оспаривается историками, считающими мавзолей Али позднейшим кенотафом). Его старший сын Хасан, пятый халиф суннитов и второй имам шиитов, покоится в Медине (Саудовская Аравия) на кладбище аль-Баки, место его погребения находилось у юго-западного угла ограды; здесь же были позднее похоронены Али б. Хусайн, Мухаммед б. Али и Джафар б. Мухаммед (четвертый, пятый и шестой имамы соответственно). Могила старшего сына имама Джафара, Исмаила (именем которого названа секта ис-маилитов, считающих его седьмым имамом), находилась па противоположной (северной) стороне кладбища, рядом с местом захоронения павших при Ухуде. Младший сын Али, Хусейн, третий имам, похоронен на месте своей мученической гибели в Кербеле (Ирак), вместе с разделившими его участь двумя сыновьями. Седьмой имам шиитов-диунадесят-ников, Муса б. Джафар, по прозвищу аль-Казим (Обуздывающий гнев) и его внук, девятый имам Мухаммед б. Лли, по прозвищу аль-Джавад (Великодушный ), похоронены в Багдаде; архитектурный комплекс, выросший вокруг места их погребения, называется машхадаль-Казимайн. Мавзолей-мечеть этого комплекса (аль-Казимиййа) украшен двумя золотыми куполами и имеет четыре минарета. Восьмой имам, Али б. Муса, по прозвищу ар-Рида (Бла-гоугодный), погребен в Мешхеде (Иран; первонач. назв. города — Машхад ар-Рида). Все имамы погибли насильственной смертью.

В 848 году аль-Мутаваккиль призвал в Самарру десятого имама, Али аль-Хади (букв. Ведущий правильным путем), жившего тогда в Медине (р. 827 г.), и поселил его на территории бывшего военного лагеря аль-Мутасима (отсюда прозвище — аль-Аскари, букв. [Обитатель, Пленник] лагеря , которое затем перешло к его сыну, одиннадцатому имаму). В дальнейшем Али аль-Хади купил дом недалеко от старой мечети аль-Мутасима, где жил под гласным надзором вплоть до своей насильственной смерти. Шиитское предание приписывает десятому имаму знание многих языков (персидских славянских, индийских, набатейского), сакральных наук (алхимии), способность предвидеть будущее и совершать чудеса; его перу принадлежит трактат о свободе воли.

В 868 году Али аль-Хади умер и был погребен во дворе своего дома; имамат перешел к его среднему сыну Хасану (р. 845 г.). По преданию, он был женат на Нарджис-хатун, происходившей из рода императоров Византии и числившей среди своих предков апостола Петра. Ребенок от этого брака, двенадцатый имам шиитов, должен был, согласно известному пророчеству Мухаммеда, явиться в качестве ожидаемого Махди (букв. Ведомого правильным путем) и Кайма (букв. Восставшего [с мечом] , тж. Поднимающего [мертвых], то есть Воскресителя). Споря с судьбой, халиф аль-Мутамед усилил надзор над имамом Хасаном и предпринял несколько попыток его умерщвления, чтобы таким образом не допустить свершения пророчества и появления легитимного претендента на халифат. Шииты, в свою очередь, старались держать имама и его семью под защитой, хранить их от контактов с посторонними; но тем не менее в 874 году Хасан аль-Аскари скончался (как предполагают, в результате отравления) и был похоронен рядом со своим отцом.

Сторонники халифа торжествовали победу, однако вскоре стало известно, что имам Хасан все же успел оставить наследника. Мальчик, получивший имя Мухаммед, родился в 868 году; факт его рождения хранился в тайне от всех, кроме самого ближайшего окружения. В последний раз таинственного ребенка видели спускающимся в подвал родительского дома за год до смерти его отца. Согласно одной из версий, распространившейся среди шиитов в то время, он был скрыт своим отцом в Медине. С 874 по 941 год новый имам, Мухаммед б. Хасан, руководил общиной шиитов через четырех посредников, последовательно сменявших друг друга; этот период получил название малого сокрытия. В 941 году, за несколько дней до своей смерти, последний доверенный посредник сообщил, что имам объявил ему о начале большого сокрытия, срок которого определен самим Богом, в связи с чем институт посредничества отменяется, и какие-либо его контакты с верующими шиитами становятся невозможными. Считается, что большое сокрытие продлится до Конца Времен. Возвращение Махди произойдет в тот момент, когда в мире восторжествуют зло и несправедливость, когда люди почти полностью потеряют представление о священном, а всё, что связывает человека с Богом, будет близко к исчезновению. В некоторых преданиях говорится, что явление Махди произойдет во времена планетарного триумфа Антихриста. Финальная битва между воинами Махди, в числе которых будут имам Хусейн и хаз-рат Иса (то есть Иисус христианской традиции), и противостоящим им демон изирова иным человечеством, признавшим над собой власть Антихриста, приобретает явные очертания войны Света и Тьмы, Добра и Зла, а сам имам наделяется качествами эсхатологического Спасителя. Сакральный комплекс машхад аль-Аскарийп (букв, место исповедания веры [обитателей] лагеря, то есть имамов Али аль-Хади и Ха-сана аль-Аскари) состоит из двух зданий: мавзолея-мсчсти, увенчанного золотым куполом, к которому пристроены два минарета, а также святилища, которое воздвигнуто над входом в подвал, где в 873 году исчез последний имам. Этот подвал известен как место сокрытия ; святилище, возведенное над ним, также венчает купол, но покрыт он не золотом, а голубой глазурью. В мавзолее, помимо имамов, покоятся Хакима-хатун, сестра Али аль-Хади, сохранившая для потомков обстоятельства рождения и исчезновения Махди, и Нарджис-хатун. Первые сооружения над могилами имамов (944-945) многократно перестраивались. Сооружение золотого купола над мавзолеем десятого и одиннадцатого имамов было начато шахом Ирана Наср-ад-Дином (1868-1869) и завершено при его преемнике Музаффар-ад-Дине(1905)