cat-right
Достопримечательности мира     |     Дольмен на реке Пшада

Самарская лука

Самарская Лука — уникальная местность, образованная излучиной самой большой европейской реки Волги в ее среднем течении. Необычность этой местности приводит к тому, что вокруг нее создается мистический фольклор, она рассматривается как средоточие необычных, аномальных явлений.

Жигули — единственный горный ландшафт на Восточно-Европейской равнине. Собственно, вершины Жигулей достаточно низки, они не превышают 374 м над уровнем моря, но в обрамлении обширных равнин воспринимаются как настоящая горная система.

Поднятие Жигулевских гор на пути древней Волги (палео-Волги) произошло в результате тектонических движений земной коры 18-20 миллионов лет назад. В результате на поверхность земли были вынесены древние отложения каменноугольного и пермского периодов. В геологическом отношении Самарская Лука представляет собой как бы остров среди более молодых отложений. Воды древней Волги, будучи не в силах пробить новый горный массив, были вынуждены течь окружным путем, в результате чего и образовался изгиб длиной около 230 км. Одной из достопримечательностей региона является урочище Жигулевские Ворота — место, где Волга за миллионы лет прорезала горную гряду.

Уникальные природные условия Самарской Луки формировались под воздействием множества факторов. Так, в конце неогенового периода с юга сюда подступило так называемое Акчагыльское море, уничтожившее флору и фауну того времени на сотни километров вокруг. Лишь Самарская Лука осталась островом среди морских вод, и благодаря этому здесь сохранились многие живые ископаемые — уникальные виды растений и животных. В четвертичном периоде к реликтам неогена добавились и реликты ледникового времени. Предпоследнее оледенение не дошло до Самарской Луки всего 300 км — сюда с севера были оттеснены многие виды, которые сейчас встречаются за сотни километров от этих мест.

Жигули — местность, которая находится на пересечении трех природных зон; здесь сформировалась уникальная и богатая биосистема. Ландшафт Самарской Луки можно подразделить на три типа. Для северной части характерен горный рельеф (собственно горы Жигули). Плато высотой 120-250 м над уровнем моря занимает большую часть Самарской Луки и на юге круто обрывается уступом (угором) высотой до 100 м (южный массив иногда называется Южными Жигулями). На юго-востоке Луки расположена низменная равнина, половина которой приходится на надпойменные террасы, половина — на сложно рассеченную озерами и протоками пойму.

На территории Луки много живописных оврагов. Так, Ширяевский овраг представляет собой огромную 35-километровую трещину; здесь располагается большое количество природных памятников. Знаменит также Яблоневый овраг (назван так из-за большого количества располагавшихся здесь яблоневых садов), Аскульский овраг (длина со всеми отвертками около 415 км).

Недра Самарской Луки изобилуют карстовыми пустотами (например, в Ширяевском овраге известны Лисьи пещеры и Большой грот). На территории Луки расположено около пятидесяти водных источников, однако ручьев и рек при этом очень мало — вода уходит в карст.

Люди жили на территории Самарской Луки издревле, о чем свидетельствует, например, палеонтологическая стоянка в урочище Лбище (примерно в полутора километрах от одноименной пристани). Вообще же, на территории Луки располагается более сотни археологических объектов. В IV—III тысячелетиях до н. э. здесь жило население, ассоциируемое с протоиндоевропейцами. В более поздние времена прослеживаются кочевники иранского происхождения, тюрки, волжские булгары и т. д.

К середине I тысячелетия н. э. относится появление славян (имень-ковская археологическая культура). Со славянами ассоциируется городище Севрюкаевское Лбище, располагающееся на крутом волжском утесе.

С племенами финно-угорского происхождения связаны городища Белая Гора у села Подгоры, Задель-ная Гора у села Жигули и Лысая Гора под пристанью Жигулевск.

Одним из известнейших археологических памятников региона является так называемый Муромский городок, находящийся близ села Валы, в верховьях Яблоневого оврага. Этот город Волжской Булгарии занимал территорию примерно в 150 га. Помимо прочего, здесь раскопаны остатки мечетей, медресе, кладбища с захоронениями по мусульманскому обычаю. Цветущий город был уничтожен войсками Батыя: на территории городища прослеживается мощный слой пепла (след пожарища), найдены многочисленные останки горожан, пронзенных монгольскими стрелами.

На территории Луки находится большое количество курганных захоронений. Так, на южном берегу, между селами Подгоры и Брусяны расположены могильники племен булгарского происхождения (ок. VII в. н.э.).

Самарская Лука представляла собой полуостров, относительно безопасный, труднодоступный для внезапного набега кочевников. Поэтому начиная с конца XVI века, здесь начали появляться земледельческие селения; здешний аграрный район отстоял далеко от основного ареала земледельческого населения России. В колонизации принимали участие русские, мордовские и чувашские крестьяне.

В XVII—XVIII веках приток населения на территорию Самарской Луки во многом осуществлялся за счет беглых крестьян. Жигули стали одним из центров волжской вольницы. Именно отсюда Ермак сотоварищи отправился на завоевание Сибири. Здесь же находилась база Степана Разина. Однако жигулевскому казачеству не суждено было сформироваться: этому помешало соседство государевой крепости Самары.

Необычность, уникальность Самарской Луки способствовала тому, что данная местность мифологизировалась жителями окрестных регионов. По-видимому, отголоски старинных мифологических осмыслений просматриваются в прежних названиях Жигулей: до второй половины XVIII века горы именовались Девьими, а на карте 1459 года район гор именуется Амазонией.

Как уже отмечалось, в результате естественного и искусственного карстообразования в недрах Самарской Луки сложилась обширная сеть пещер.Тема подземельязанимает одно из ключевых мест в фольклоре, связанном с данной местностью. Существуют поверья о разветвленной системе подземных ходов: например, говорят, что из пещер Монастырской горы (близ села Ширяево) подземные ходы ведут на противоположный берег Волги. Рассказы о подземельях часто привязываются к археологическим памятникам.

Легенды повествуют о сокрытии в лесах или пещерах Жигулей Степана Разина. Например, по легенде, пересказанной Д. Н. Садовниковым (1872), Степан Разин, древний старик, немало согрешивший на своем веку, до сих пор не может найти успокоения и живет в одном из жигулевских оврагов; каждую ночь его терзают демонические змеи. Смерть Разина спрятана в одном из кладов, зарытых им.

Вообще, мотив разбойничьих кладов широко распространен в волжском фольклоре. Например, рассказывают о волшебной летающей лодке Степана Разина, которая до того была перегружена драгоценностями, что не смогла подняться в воздух, и ждет своего часа в глубине гор. В другой самарской легенде говорится о волшебной трубке Степана Разина — трубка зарыта глубоко под горой, и эту гору можно узнать по дымку, который курится над ней.

Мотив подземелья присутствует и в легенде об урочище Молодецкий курган (находится в месте, где Волга встречается с Жигулями). Под Молодецким курганом похоронены некие ведьмы, которые в определенные дни выходят на поверхность земли.

Еще один распространенный мотив местного фольклора — рассказы о неких миражах, наблюдаемых на территории Самарской Луки. В частности, этот мотив часто встречается в современной литературе (в том числе, популярной), посвященной аномальным явлениям. Часто миражи представляют собой замки, культовые сооружения, городские ландшафты. В некоторых случаях миражи возникают над поверхностью земли, в некоторых случаях они органично вписаны в ландшафт Самарской Луки.