cat-right
Достопримечательности мира     |     Пещеры Аджанты

Санчи

Мадхья-Прадеш является центральным индийским штатом. Здесь, в местечке Санчи [Sanchi], в 70 км от столицы штата Бхопал, находится так называемая Большая ступа. Люди селились в Санчи с III века до н. э. до XII века н. э. Особую известность эта местность получила при императоре Ашоке (273-279 гг. до н. э.) из династии Маурьев, первых императоров, при которых вся Индия была политически объединена. Это была особенная династия в истории Индии, династия воинов-монахов, царей, правление которых основывалось на глубоко сакральных, духовных основах. Так, основатель династии Маурьев Чандрагупта (322-298 гг. до н. э.), установивший господство над всей Северной Индией, и разгромивший в 305 году до н. э. Селевка (одного из преемников Александра Македонского), в конце жизни отрекся от трона в пользу своего сына, став джайнским монахом. Главным советником Чандра-гупты был брахман Каутилья. Сын Чандрагупты Биндусара, сильный и осторожный политик, сумел сохранить могущество державы и передал власть своему сыну Ашоке. Молодой император посвятил свои молодые годы расширению владений, доставшихся ему в наследство, и стал править почти всей Индией. Во время похода на небольшое государство Калиигу, царство, расположенное на территории современной Ориссы, он пережил глубокий духовный кризис. Убийство людей так сильно подействовало на царя-воина, что он поклялся никогда больше не вести войн и завоевать сердца людей с помощью моральных заповедей, узнанных им из учения Будды. Под влиянием буддийского монаха Упагупты он принял буддизм и стал горячим покровителем этой религии. При Ашоке буддизм из секты превратился в мировую религию. Начался золотой век буддизма: повсюду строились ступы, росли общины монахов, процветали религиозные учебные заведения. Согласно преданию, при Ашоке было построено 84 тысячи ступ в Индии и Афганистане. От многих из них сегодня не сохранилось и следа, но некоторые ступы, которые население и правители перестраивали в более поздние времена, дошли до наших дней. Таковой является Большая ступа Санчи, связанная с именем Махендры, сына Ашоки, монаха и распространителя буддизма в Шри-Ланке.

Ступа (дагоба, пагода, чайтья, субурган) — первое культовое сооружение буддизма, появившееся лаже раньше храмов. Ступы строились как реликварии для хранения останков святых и архатов (людей, достигших освобождения через нирвану). Существует предание, что Будда Шакьямуни, впервые объясняя, как нужно строить ступы, расстелил на земле свой плащ — квадратный кусок материи, поставил на него перевернутую патру (горшок для сбора подаяния, пищи), а сверху укрепил свой зонтик. Ступа символизирует собой пять стихий, на которые распадается тело человека после смерти. Квадратное основание — это твердость земли субстанция Земли; сферическая часть в виде капли воды — это субстанция Воды; суживающаяся кверху часть, похожая на язычок пламени — субстанция Огня; полумесяц в виде перевернутого небосвода .— субстанция Воздуха; шар с заостренным навершием в виде пламени — Пространство. Это соответствие лежит в основе любой ступы у различных буддийских народов. Согласно легенде, после кремации тела Будды его останки были переданы представителям крупных воинских кланов, которые присутствовали на церемонии, и первые десять ступ в Индии были возведены над этими святынями. Ступа в Санчи, основанная сыном Ашоки Ма-хендрой, была перестроена во II веке до н. э. и расширена за счет возведения новой ограды из местного песчаника, покрытого толстым слоем штукатурки. Были добавлены терраса с двойными лестницами, балюстрада, крытая галерея для совершения прадакшины (ритуального обхода вокруг ступы слева направо), реликварий. В этой ступе также заложена космическая символика: высокий круглый цоколь представляет собой землю, медхи; куполообразное тело ступы — небо, анда; четырехугольная хармика — гору Меру (Сумеру) в центре земли; центральный шпиль символизирует небесный мир, чхаттравали,— царство абсолютной Истины. На шпиле три зонта, чаттра, атрибуты царских церемоний, обозначающие три драгоценности буддизма — Будду, Сангху (общину) и Дхарму (учение). Как космическая гора, ось Вселенной, ступа символизирует совокупность бытия, персонифицированного в самом Будде.

В местах пересечения ограды ступы со сторонами света располагаются громадные тораны (ворота), несущие так называемые тройные архитравы. В основе ступы, как и у индуистских храмов, лежит мандала, магическая диаграмма, графическое изображение космоса и божества. Тораны по четырем сторонам света образуют крест, центр которого находится в центре мандалы. Тораны также связаны с символикой инициации,так как обозначают врата — точку встречи двух миров, земного и сакрального, точку духовного преображения, происходящего с человеком, входящим в пределы храма. Огромный интерес представляют барельефы на торанах и архитравах, изображающие символически самого Будду, события его жизни, а также иллюстрирующие сказания о предыдущих рождениях Будды.

Многочисленные сооружения Санчи или их остатки помогают восстановить процесс формирования индийской сакральной архитектуры, воплотившейся в храмах и ступах буддизма.