cat-right
Достопримечательности мира     |     Краков

Собор Святого Штефана

Столица Австрии Вена [Vienna], благодаря своему географическому положению, является центром Европы. Расположенный в долине реки Дунай и окруженный невысокими отрогами Альп, спускающимися к Венскому лесу, город исстари находился на пересечении путей из Восточной Европы в Западную и обратно. Свое существование Вена отсчитывает с 1137 года, когда ей официально был дан титул города. А в 1156 году, во времена императора Регенсбурга, образовалось герцогство со столицей Вьенни (Веной). Происхождение этого названия современной науке неизвестно. Также, впрочем, как и более древние названия города — Виндомин и Вин-добон. Самым же первым поселением здесь был римский военный лагерь XV легиона Карнунтум, созданный при императоре Тиберии.

В 1521 году император Фердинанд I перевел в Вену столицу Священной Римской империи, что имело для развития города колоссальное значение. В 1529 и 1683 годах Вена стала форпостом, последним бастионом на пути войск Оттоманской империи. Считается, что именно этот город спас Европу от турецкого нашествия, а западную цивилизацию от уничтожения.

Сегодня Вена — прекрасный европейский город на перекрестке западной и восточной культур, имеющий многонациональный характер и великолепную архитектуру.

Одним из интереснейших сакральных мест Вены является Кафедральный собор святого Штефана. Признанный географическим центром города, гигантский готический храм виден практически со всех центральных (и не только) улиц столицы Австрии. Первый камень этого здания был заложен в 1359 году, чертежи строительного проекта разрабатывались под личным контролем герцога Рудольфа IV. Однако автор самого проекта остался неизвестен, что очень характерно для готического зодчества.

Основой готического стиля была церковная архитектура, органично связанная с возвышенными идеями христианства. Считалось, что Бог — это архитектор Вселенной. Соответственно и собор, который был местом всенародных встреч, являлся местом общения с Богом. Готические храмы, устремленные своими тонкими, стрельчатыми башнями в небеса, можно рассматривать как символ храма-горы, синтезирующего микрокосм и макрокосм, точку, через которую проходит земная ось. Геометрические принципы брались за основу всякого творчества — как божественного, так и человеческого. Получило развитие представление о геометрии в ее сакральном значении, относящемся к трансцендентному знанию и идее числа в его символическом и аллегорическом аспектах. Космологические, геометрические и органические принципы, легшие в основу строительства готических соборов, сформировали и видение мира того времени. Готические соборы стали эмблемами человеческого интереса к природе, космосу и человеку. Придя на смену храмам романского стиля, готический собор отличался своими размерами, обширностью и освещенностью внутреннего пространства, активным использованием витражных стекол в высоких стрельчатых окнах.

В 1365 году было начато строительство южной башни собора, продолжавшееся почти семьдесят лет, Основная же часть храма была под руководством Ганса Пухсбаума завершена лишь к 1455 году. С 1467 по 1511 год осуществлялось строительство северной башни, а в 1556 году был возведен купол в ренессансном стиле.

В 1510 году мастером Антоном Пильграммом был создан амвон, на котором можно увидеть изображения четырех отцов Церкви (святого Августина, папы Григория Великого, святого Иеронима и святого Амвросия), выполненные в позднем готическом стиле. По перилам лестницы амвона поднимаются вверх жабы и ящерицы, символ Зла, которых в верхней части перил останавливает собака-труженица — символ Вены. Свой автопортрет, выглядывающий из полуоткрытой двери, мастер сделал на опоре органа собора. Ему же принадлежит образ Мадонны, Святой покровительницы домашних работ.

При входе в главный неф собора святого Штефана, длина которого составляет ПО метров, можно увидеть, что внутреннее пространство храма разделено двенадцатью колоннами па три части. В левом боковом нефе над огромным иконостасом Алтаря новых граждан Вены можно видеть прекрасную резьбу по дереву — инициалы императора Фридриха III: A. E. I. О. U. Саркофаг этого императора, выполненный средневековым скульптором Н. Г. ван Лейденом, находится в нравом нефе. Здесь же находится саркофаг и другого известного деятеля — принца Евгения Савойского. Но особую ценность собора представляет великолепный алтарь с образом покровителя Вены,святого Штефана.

Готическая колокольня собора святого Штефана, символ Вены, взметнулась на высоту 137 метров. В северной башне находится другой символ города — колокол Пумме-рин весом в 20 тонн. С южной же стороны открывается прекрасный вид на отроги Альп. Под хорами Альберта, в подземельях собора, находятся склепы, которые неправильно называют катакомбами. Здесь, спускаясь по узкой каменной лестнице в полнейшей темноте, освещаемой лишь редкими лампами, чувствуешь себя действительно в подземелье. Впечатление усиливается, когда по ходу движения по бокам узкого коридора открываются ниши, сплошь засыпанные человеческими костями. В некоторых камерах кости сложены штабелями, и лишь черные глазницы черепов иногда выглядывают из сплошной стены костей на проходящих мимо живых. Воистину, именно здесь познаешь латинский средневековый постулат Memento mori — Помни о смерти. Среди захоронений можно увидеть саркофаг императора Рудольфа, основателя собора.

Готический собор являлся священным сосудом, вместилищем Anima mundi, мировой души, которая являлась связующим звеном между Богом и его творением. Таким образом, готический храм представлял собой земное воплощение мировой души; отражая ее священные законы творения, пропорции, гармонии, он служил связующим звеном между Богом и человеческим разумом, духом. В этом отношении собор являлся и был наделен силой Святого Грааля. И поскольку христианское искусство выполняло не только эстетические, но и дидактические функции, готический храм становился великолепным средством просвещения, повествуя о высших духовных началах. Как некий космический резец, готический собор запечатлевал в разуме человека божественные истины и всеобщий порядок универсума