cat-right
Достопримечательности мира     |     Коломенское

Соборная площадь

Соборная площадь представляла со бой центр, сердцевину Кремля. В не посредственной близости от нее находились государственные учреж дения и палаты московских прави телей — сначала великих князей, а потом и царей. В XIV - XVI веках здесь располагался вечевой колокол и круглое в плане каменное возвышение — трибуна.

Здесь же находились и централь ные православные соборы, являвши еся местом проведения священно действий с великокняжеским (цар ским) участием.

В конце XV — начале XVI века великим князем Иваном III Васильевичем предпринимались действия по полной перестройке храмов Соборной площади. В течение при мерно сорока лет был создан еди ный архитектурный ансамбль, а в 1600 году, с возведением колокольни Ивана Великого, Соборная площадь приобрела в общих чертах свой нынешний вил.

Наиболее значимыми соборами площади являются Благовещенский, Успенский и Архангельский.

Благовещенскому собору в 1397 году положил основание князь Василий Дмитриевич; в 1484-1489 годах старое деревянное здание было разобрано и возведено в камне новое. Этот собор считался дворцовой или, вернее сказать, домашней церковью великокняжеской семьи — здесь совершались таинства крещения и брака великих князей и царевичей. Характерно, что одной из местных реликвий впоследствии стала коллекция из более чем шестидесяти наперсных крестов, носившихся представителями державных семейств поверх парадных одежд. В состав коллекции были помещены также два креста, принадлежавших Владимиру Мономаху (это, помимо прочего, служило знаком преемственности московской государственности по отношению к Киеву и через него — к Константинополю). Первоначально домашний собор посредством сеней соединялся с набережными государевыми палатами (так же как и теперь он соединяется с Кремлевским дворцом) и царским садом (ныне не существует). В документах к названию собора прибавлялось дополнение — на царском дворе у сеней. Ворота, выходящие в сторону реки, служили государям местом для отдохновения после богослужения; здесь ими раздавалась милостыня.

В отличие от интимного Благовещенского, Успенский собор был связан с помпезными государственными мероприятиями; именно он считался главным, официальным святилищем Московской Руси. Здесь, как в первенствующем русском храме, совершалось коронование и миропомазание на царство российских монархов.

В 1326 году митрополит Петр перенес свой престол из Владимира в Москву. Для этих целей в Москве, как новом политическом центре, был построен Успенский собор — аналог владимирского Успенского собора. Несколько позже, в 1395 году, оттуда же была перенесена икона Владимирской Божьей Матери — реликвия, игравшая важнейшую роль в русской истории. Согласно церковному преданию, эту икону написал евангелист Лука еще при жизни Богоматери; в XI веке она была перенесена из Константинополя на Русь как благословение русской церкви от византийской. Заступничеству Владимирской Божьей Матери, пребывающей в Успенском соборе Кремля, приписывали спасение Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году, хана Ахмата в 1480 году, хана Махмет-Гирея в 1480 году. Московские князья и цари молились в Успенском соборе в час опасности или же перед выездом на защиту Отечества.

В Успенский собор на хранение было помещено множество церковных реликвий: гвоздь, которым было прибито к кресту тело Спасителя, часть ризы Богородицы, крест, который был взят в Корсуни князем Владимиром и т. д. Были и более поздние предметы, например, крест, который спас Петра I от пули во время Полтавского сражения. Рядом с церковными реликвиями помещались и светские, связанные с государственной властью: грамота об избрании на царство Михаила Федоровича (родоначальника дома Романовых), наказ Екатерины II, исправленный лично ее рукой, манифест Александра I, акт о престолонаследии Павла I и др.

Здесь же, рядом с мощами Андрея Первозванного, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Иоанна Крестителя, Георгия Великомученика, князя Владимира, Сергия Радонежского и других святых производились захоронения митрополитов. Примечательна судьба мощей митрополита Филиппа II. В 1568 году опричники, не дав закончить литургии, сорвали с него священнические одежды и выгнали из церкви; через два года Филипп II скончался в заточении, а еще через 68 лет его останки были захоронены в соборе на том же месте, где митрополит претерпел кару царя.

Первоначальное построение Архангельского собора, по некоторым версиям, относится к рубежу ХП-ХШ веков. Есть мнение, что возведение церкви в честь архангела Михаила имело политический характер, ибо архангел Михаил признавался заступником русских князей.

В 1332 году в России повсеместно свирепствовал страшный голод, унесший множество жизней. Когда бедствие миновало, великий князь Иван Данилович в благодарность Богу за освобождение подвластного ему народа от этой небесной кары приказал возвести на месте деревянного — каменный собор. Третий по счету собор (в своем нынешнем виде) был освящен на месте двух первых в 1509 году.

Архангельский собор и территория вокруг него являются усыпальницей первых московских правителей и высокородных вельмож. При открытии собора сюда был перенесен прах ранее скончавшихся государей, начиная с Ивана Калиты. Цепь захоронений заканчивается Иваном Алексеевичем, братом Петра I — после этого монаршие захоронения осуществлялись в новой столице — Санкт-Петербурге (в качестве исключения в Москве был похоронен только Петр II). В Архангельском соборе находятся гробницы Ивана Калиты, Симеона Гордого, Дмитрия Донского, Ивана III, Василия IV Шуйского, царевича Дмитрия, Ивана IV Грозного, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича (Тишайшего), князя Михаила Ско-пина-Шуйского и других. Право быть захороненным на данной территории могло и оспариваться: так, в 1606 году по приказу Лжедмитрия из собора через специально проделанную брешь в стене были вынесены останки царя Бориса Годунова.

Три главных храма Соборной площади — Благовещенский, Успенский и Архангельский — соответствуют трем стадиям человеческого существования — рождению, зрелости и смерти. В Благовещенском соборе осуществлялось крещение детей высокодержавного семейства, в Успенском соборе — венчание на царство, а Архангельский служил усыпальницей.

Ансамбль Соборной площади довершает колокольня Ивана Великого, строительство которой было закончено при Борисе Годунове (о чем свидетельствует несколько раз обвивающая ее надпись). Стометровая колокольня с сияющим золотом куполом долгое время являлась самым высоким сооружением Москвы. Она была видна на огромное расстояние и являлась как бы визуальным центром, осью мира.

И сами храмы Соборной площади, и содержавшиеся в них реликвии, окружены множеством легенд. В заключение упомянем одну из них.

В 1812 голу, во время разграбления Московского Кремля, Наполеон приказал снять массивный золотой крест с колокольни Ивана Великого. Однако наполеоновским техникам и инженерам не удавалось этого сделать. Тогда нашелся русский мужик, который при помощи одной веревки забрался на купол и сумел снять крест. Наполеон тут же приказал расстрелять его как предателя.