cat-right
Достопримечательности мира     |     Киево-печерская лавра

Софийский собор

Софийский собор — шедевр архитектуры и монументальной живописи первой половины XI века был сооружен в период расцвета Киевской Руси, при княжении Ярослава Мудрого. В первые десятилетия христианства на Руси была создана практически совпадающая с 30-м меридианом геополитическая ось Константинополь — Киев — Полоцк — Новгород. В трех крупнейших русских городах были возведены соборы, названные именем Софии. Все три русских собора были как бы преемниками православного храма, имеющего наивысший статус — святой Софии, находящейся в Константинополе.

Термин софия буквально переводится с греческого языка как мастерство, знание, мудрость. В иудаистических и христианских религиозно-мифологических представлениях София была олицетворенной мудростью божества, Премудростью Божьей. Построение софийских храмов на Руси описывалось митрополитом Илларионом как приход сюда Божественной премудрости. В то же время нельзя не учитывать, что в Византии большое значение получило развитие образа Софии как символа теократического принципа. В XV-XVI веках на русской почве сложилась богатая иконография Софии — она изображалась как ангел, одетый в царские одежды, с ликом и руками огненного цвета, с крыльями за спиной; ей предстояли молящиеся Богоматерь и Иоанн Креститель, а сзади находился благословляющий Христос.

В летописи говорится, что в 1036 году на поле около Киева в ожесточенной битве воины Ярослава Мудрого разбили печенегов. На следующий год на этом месте был заложен Софийский собор и, надо полагать, его возведение было посвящено победе над печенегами. Таким образом, собор стал, помимо прочего, памятником воинской славы.

Первоначально каменный собор по своей форме был приближен к пирамиде (впоследствии надстройки в стиле барокко несколько изменили его общие очертания)-Вершиной пирамиды был золотой купол, а вокруг него располагалось еще двенадцать небольших куполов. Согласно наиболее традиционному толкованию весь комплекс куполов был призван символизИровать Иисуса Христа и двенадцать апостолов; однако высказывалось мнение, что данная композиция совпадает также с образами дохристианской мифологии, в частности, с устойчивой мифологемой, предполагающей наличие центрального сакрального объекта и двенадцати божеств, ассоциируемых с двенадцатью месяцами. Примечательно, что подобная композиция один плюс двенадцать встречается также и среди сакральных объектов капища Владимира на Старокиевском холме. Такое типологическое сходство не означает, что София задумывалась как двое-верческий храм, однако кажется вполне вероятной версия, что при выборе архитектурной композиции зодчие и заказчики остановились на варианте, привычном для бывших язычников.

Примечательно, что мифологический образ двенадцати персонажей, трудящихся над созиданием центрального священного объекта, встречается в легендах о строительстве киевских храмов. Данные легенды сохранились во множестве вариантов и привязываются к различным культовым сооружениям: к церкви в лавре, к центральной колокольне лавры, к Софийской звоннице. В общих чертах сюжет таков: двенадцать братьев-мастеров взялись строить церковь и построили ее, но затем церковь опустилась под землю до самой маковки. Братья в отчаянии хотели покинуть место строительства, но старшему из них пришло знамение, указующее на необходимость водрузить на церковный купол крест. После установки креста церковь вновь поднялась над землей. Одиннадцать братьев попросили в награду царства Божьего, а двенадцатый — заработанных денег. Получив огромную сумму, мастер отправился домой, но деньги не пошли впрок, и вскоре он, обеднев, отправился искать братьев. Нашел он их усопшими в пещере под Киевом. Но и мертвые, мастера нашли силы подвинуться, и двенадцатый брат занял свое место. Он лег и умер так быстро, что одна нога даже осталась согнутой в колене. В некоторых вариантах добавляется, что каждый год колено раздвигается на величину макового зернышка, и когда оно распрямится совсем — настанет конец света.

Внутреннее убранство собора мало изменилось в сравнении с первоначальным. По крайней мере, сохранились древние мозаики, покрывающие центральную апсиду, купол (общая площадь — 260 кв. м) и фрески на стенах (3 тыс. кв. м).

Каждого входящего в собор встречает находящаяся в центральной апсиде шестиметровая фигура Богоматери, молитвенно воздевшей руки. Мозаика составлена из каменных и стеклянных пластинок различных цветов (всего 177 оттенков).

Кроме фигуры Богоматери, здесь находятся мозаичные изображения и фрески, ставшие классикой средневекового русского искусства. Помимо фигур святых и библейских сюжетов, здесь можно увидеть и изображения мирского характера, в частности, портреты семьи Ярослава Мудрого. Живопись XI века, которая украшает колокольню собора, по-видимому, изображает сцены игр, которые были организованы в Константинополе в честь княгини Ольги — здесь можно увидеть изображения мимов, жонглеров, музыкантов, танцоров, дрессировщиков, гонки колесниц.

На стенах собора выявлены многочисленные (около трехсот) граффити, оставленные его первыми прихожанами (зачастую исключительно от скуки). Эти надписи особенно ценны тем, что дают представление о живом разговорном языке средневекового Киева.

Софийский собор является усыпальницей Ярослава Мудрого и его потомков, киевских князей.

По счастливому стечению обстоятельств, Софийский собор прошел через века с минимальным ущербом — его не разрушили ни войны, ни многочисленные политические потрясения. Одна из последних опасностей, миновавших собор, была связана с религиозным фанатизмом секты Белых братьев. 10 ноября 1993 года, в день, когда ожидалось наступление конца света, группа фанатиков во главе с обожествленными лидерами захватила собор. К счастью, удалось избежать и самоубийств, и серьезных разрушений Софии, памятника с тысячелетней биографией