cat-right
Достопримечательности мира     |     Лабиринты белого моря

Соловецкие острова

Соловецкий архипелаг расположен в западной части Белого моря между Карельским Поморьем и Летним берегом Онежского полуострова, примерно в 160 км от Полярного круга и состоит из шести крупных и множества небольших островов. Наиболее известен Большой Соловецкий остров — примерно 25 км в длину и 16 км в ширину. Другие острова значительно меньше и расположены по сторонам от него: к востоку — Анзерский остров, к югу — острова Большая и Малая Муксалма и с западной стороны — острова Большой и Малый Заяцкие. Неповторимы живописная изрезанность соловецких берегов, валунные отложения вдоль моря, широкие массивы смешанных лесов, разбросанные среди них озера.

Соловки издревле были известны людям. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники археологии, обнаруженные здесь.

Археологическое наследие Соловецких островов представляет более 1100 объектов первобытной культуры, в том числе 25 стоянок и камнеобрабатывающих мастерских, более 30 каменных лабиринтов, более 1000 каменных насыпей-курганов и разнообразных символических выкладок. Древнейшие памятники — остатки сезонных стоянок Малое Кумино, Муксалма-3 и Соловецкая-3 — датируются эпохой позднего мезолита (V тыс. до н. э.) и связываются с аналогичными поселениями Северной Карелии. Многочисленные памятники относятся и к IV-I тысячелетиям до н. э. Среди большого количества находок на Соловецких островах — относящиеся к II—I тысячелетиям до н. э. предметы культового назначения: боевой сверленый топор из сланца и кремневые скульптурки морских промысловых животных.

Отдельную категорию первобытных памятников Соловков составляют культовые сооружения. Святилища представляют собой компактные группы погребальных и культовых памятников, в число которых входят каменные лабиринты, насыпи, курганы и другие выкладки символического характера. Всего на Соловках открыты и изучаются три культово-погребальных комплекса.

Крупнейшее на архипелаге святилище находится на Большом Заяц-ком острове и включает в себя не менее тринадцати лабиринтов, 950 насыпей и десятки символических выкладок, которые занимают площадь в 600 тыс. кв. м.

Наиболее знаменитые сакральные объекты соловецкой древности — это каменные лабиринты — спиралевидные фигуры, представляющие собой систему ходов, стенки которых выложены валунными камнями. Диаметр лабиринтов от 3,4 до 25,4 м, высота не превышает 0,4 м. Две трети таких сооружений входят в структуру святилищ.

В процессе раскопок курганов-насыпей (диаметр — от 1 до 4 м, высота — 0,4-1,6 м) археологи обнаружили остатки погребальных костров в виде золыю-углистых линз, насыщенных кальцинированными фрагментами костей человека, млекопитающих, птиц и рыб, а также многочисленными каменными предметами.

Создание здешних лабиринтов и погребений приписывается людям, посещавшим Соловки в II—I тысячелетиях до и. э. и населявшим островные поселения. Известно, что в число их основных занятий входили: рыболовство, охота, собирательство и первобытное ремесло; до Солов-ков они добирались на легких каркасных лодках с обшивкой из сшитых и склеенных шкур лесных или морских животных.

Со временем цивилизация создателей лабиринтов пришла в упадок. В XV веке, когда началась новая, монастырская эпоха истории архипелага, постоянных жителей здесь не было.

В 1429 году на Большой Соловецкий остров приплыли из Карелии иноки Савватий и Герман. Их привели сюда поиски уединения и тишины. Шесть лет отшельники провели в полной изоляции от внешнего мира. Место их первого поселения на севере острова носит имя Савва-тия. Однако в 1435 году монахи вынуждены были покинуть Соловки. Савватий скончался на материке, а Герман, продолжая его дело, на следующий год вернулся на острова с иноком Зосимой.

Именно Зосима выбрал новое место для основания обители — на перешейке между Святым озером и гаванью Благополучия. В этом удобном месте часто останавливались приходившие на промысел рыболовы и зверобои; в скором времени они разнесли по всему Беломорью слух об иноках, поселившихся на пустынном острове, благодаря чему к Зо-симе и Герману вскоре стала собираться братия.

К середине XVI века монастырь, благодаря пожертвованиям частных лиц, купле-продаже участков, освоению пустошей и т. д., стал крупнейшим землевладельцем региона. На островах велась бурная хозяйственная деятельность. Расцвет монастыря связан с именем настоятеля обители Филиппа (в миру Федора Степановича Колычева). Под его руководством была устроена система питьевых каналов, объединившая 52 озера и снабжавшая монастырь свежей проточной водой, были проложены дороги и т. д.

Главным хозяйственным достижением Филиппа было начало каменного строительства. В 1552 году по его благословению была заложена знаменитая Успенская церковь с трапезной и келарской палатой. Ее строительство производилось под руководством новгородских зодчих Игнатия Салки и Столыпы в течение шести летних сезонов (зимой строительство не велось, поскольку снижалось качество каменной кладки). А на следующий год по завершении Успенского храма был заложен СпаLu-иреоораженскпи luuujj — iah-ный храм монастыря. Его строительство было завершено в 1566 году. Этот грандиозный собор не имеет аналогов в русской культовой архитектуре: он необычен в объёмно-пространственной композиции, в решении кровли, в художественном оформлении.

Незадолго до завершения строительства Спасо-Преображенского собора Филипп был избран митрополитом Московским и всея Руси. Долго возглавлять православную церковь ему не пришлось — вскоре митрополит Филипп II пал жертвой опричнины. В глазах русских людей злодейски умерщвленный митрополит стал символом противостояния самодержавному произволу и вскоре был причислен к лику святых. Его мощи покоятся в Успенском соборе Кремля.

Мученический ореол возник над Соловками в годы раскола. Во второй половине XVII века монахи, приверженцы старой веры, отказались принять церковную реформу, начатую патриархом Никоном. В течение многих лет братия занимала позицию противостояния, пока в 1668 году на Соловки не был направлен воинский отряд, чтобы привести монахов в покорность. Монастырь выдержал осаду, длившуюся в течение семи с половиной лет. Только в результате предательства одного из монахов правительственным войскам удалось овладеть крепостью. Практически все осажденные были убиты в ночном сражении либо казнены на следующий день. Память мучеников за праотеческую веру свято чтится русскими старообрядцами.

Соловецкие острова неоднократно становились ареной боевых действий. В конце XVI века здесь был организован стрелецкий отряд, призванный защищать округу от вторжений шведских войск. В течение летних сезонов 1582-1596 годов была построена Соловецкая крепость, стены и башни которой возводились из природного материала — валунов, которые в изобилии имеются на острове. Ввиду возможности военного нападения, строительство велось участками, к лету разбирали часть деревянного острога, к осени на этом месте уже стояла каменная стена. Мощные оборонительные сооружения стали причиной того, что шведские суда, неоднократно вторгавшиеся в акваторию Белого моря, ни разу не осмелились напасть на Соловецкий монастырь.

В июле 1854 года, во время Крымской войны, Соловецкий монастырь подвергся бомбардировке со стороны двух английских военных судов. Одним из последствий этого события было то, что повысился авторитет монастыря как места, находящегося пол божественным покровительством. Дело в том, что, несмотря па интенсивность обстрела (в течение девяти с половиной часов по обители было выпущено более 1800 ядер и бомб), здесь не было ни одного убитого или раненого, монастырским храмам и келейным корпусам был причинен минимальный ущерб. Все разрушения,— рапортовал в Святейший Синод архимандрит Александр,— были исправлены за четыре часа.

Соловецкие острова — место духовных исканий и великих страданий. Со времен Ивана Грозного на Соловках всегда содержались люди, действительно бывшие либо казавшиеся опасными для церкви или государственной власти. В мае 1923 года, через три года после закрытия и разграбления монастыря большевиками, начала отсчет история Соловецкого лагеря особого назначения (LAUM). Jto оыл первый в Советской России регулярный концентрационный лагерь. Он предназначался, как выражалась советская пропаганда, для перековки старого человеческого материала в сознательных строителей социализма. Величественный северный монастырь-крепость превратился в место гибели огромного количества заключенных, относящихся к самым разным социальным группам и политическим партиям. Лагерь особого назначения действовал до конца 1939 года.

Последним фактом военной биографии монастыря было размещение здесь в 1940-1957 годах Учебного отряда Северного флота, при котором в 1942-1945 годах действовала Школа юнг ВМФ.

За время существования православного монастыря Соловецкие острова были объектами массового паломничества. Среди именитых посетителей монастыря — Петр I, бывавший здесь в ходе своих поездок по Северу в 1694 и 1702 годах. Второй визит царя ознаменовался строительством сохранившейся доныне церкви Святого апостола Андрея Первозванного на Большом За-яцком острове.

В настоящее время Соловецкие острова принимают большое количество туристов и паломников. Из Архангельска на Соловки можно добраться самолетом, но наиболее распространенный способ — морской. И из Архангельска, и с противоположной стороны Белого моря, из Кеми, на Соловки организованы морские маршруты. Навигация на Белом море открывается в начале июня (в мае по морю еще носит большие, порой до нескольких квадратных километров, ледяные поля) и закапчивается в начале октября. Путешествие по Белому морю к затерянным ча горизонтом Соловецким островам — это целое приключение. Несомненно, что людям, желающим как можно полнее ощутить красоту и величие этого края, надо приходить на Соловки морем, как некогда пришли сюда первые иноки.