cat-right
Достопримечательности мира     |     Языческие памятники пороссья

Современный мистический фольклор Киева

Киев, город с богатой историей, издревле был овеян мистическими легендами. Некоторые из них (легенды о Лысой горе, подземельях и т. д.) были упомянуты выше.

История Киева, изобилующая трагическими противоречиями и расколами, сформировала несколько совершенно различных пластов городской мифологии. Город на днепровских склонах, названный святителем Дмитрием Ростовским Русским Иерусалимом, не собирался легко расставаться с наследием языческих времен. В народном сознании Киев оставался не только православной святыней — целью паломнических странствий, но и местом, где раз в год собираются со всей страны на шабаш ведьмы и резвится нечистая сила. Динамический конфликт разнонаправленных потоков киевского мифотворчества обусловил амбивалентность многих городских легенд и преданий. Однако именно эта противоречивость придает облику мистического Киева особый колорит и обаяние.

В наше время процесс городского мифотворчества не ослабеваетСовременный фольклор (иногда удачно называемый термином постфольклор) во многом основывается па книгах и средствах массовой информации. Источником многих легенд являются литературные тексты эзотерически настроенных авторов. В подобных легендах бывает невозможно отделить собственно фольклорную составляющую (мотивы, многократно передающиеся из уст в уста) от откровенных художественных выдумок и мистических озарений. С одной стороны, писатели используют уже имеющийся фольклор, с другой стороны, созданные ими образы уходят в народ — пересказываются и становятся устными легендами. Современный фольклор смело оперирует терминами разработчиков концепций живой Земли — в городских легендах можно встретить упоминания о геобиологических зонах, разломах земной коры, выходах подземной энергии и тому подобных понятиях.

Немало мистических страхов киевлян связано с оползнями (это настоящее бедствие для города). Разрушительный оползень на Куренёв-ке (в районе Бабьего Яра) 13 марта 1961 года объясняли карой Божией за закрытие Киево-Печерской лавры или за надругательство над могилами жертв фашизма.

Чрезвычайно мрачная репутация у Бабы с мечом (памятник воинской славы — Родина-мать работы известного советского скульптора Вучетича). Экстрасенсы-парапсихологи уверяют, что Баба заземляет Черный меридиан — линию оккультной канализации, которая находилась в Киеве как столице магов. Этот меридиан шел от Лысой горы к Киево-Печерской лавре — по нему все отходы заклятий и проклятий от ведьминского капища якобы уходили в святое место, где благополучно замаливались.

Менее мрачная аура сопутствует Владимирской горке — она является Малой жемчужиной на астрологической карте города. Ей соответствует Змееносец — загадочный 13-й знак Зодиака, символизирующий прорыв в Космос и выход на новый уровень развития.

Народной молвой демонизиро-ван Зеленый театр (Зелёнка ) на днепровских склонах, неподалеку от здания Верховного Совета Украины. Говорят, что здесь обитает некий дух-хранитель с достаточно злобным нравом — он может столкнуть человека с высоты, наслать ужас и уныние, доводящие до самоубийства.

Говорят, что странные звуки по ночам можно услышать в Национальном художественном музее (так называемый Дом со львами, проект архитектора В. В. Городецкого). Здесь проявляют себя духи прежних работников музея.

Одним из мистических объектов, ставших городской достопримечательностью, является Дом с химерами на Банковой улице, 10. Самая известная из легенд, связанных с этим причудливым зданием, собственностью В. В. Городецкого, говорит, что оно построено как память об его утонувшей дочери (факт, не соответствующий действительности).

Существуют легенды о том, что в подземельях под Софийским собором сокрыто собрание книг, принадлежавших Ярославу Мудрому. О подземном монастыре в Церковщине говорят, что живущие здесь монахи якобы сдерживали силы ада.

В Киеве бытуют и предания о православных чудесах, творившихся в последние десятилетия. Привелем два таких предания, сообщенных нам одним из издателей христианского журнала Отрок Артемием Назарчуком.

Когда во время Отечественной войны немцы заняли Киев, комендант города пожелал посетить всемирно известные пещеры. Для этого нашли экскурсовода — монаха, бывшего насельника обители (к тому времени уже давно закрытой большевиками). Осмотр начался с Ближних пещер. В то время мощи в раках почивали открыто, не под стеклами. Монах-экскурсовод шел впереди с зажженной свечой, за ним — немцы с электрическими фонариками. Комендант шел с наганом в руке. Около раки св. Спиридона-про-сфорника, почившего 800 лет назад, он остановился и спросил, из чего сделаны эти мощи. Монах стал объяснять, что это тела людей, своей жизнью сподобившихся нетления. Комендант не поверил — он взял свой пистолет за дуло, а рукояткой с силой ударил по руке преподобного Спиридона. Сухая, потемневшая от веков кожа лопнула на запястье, и из раны хлынула кровь. Следы трех засохших потоков крови заметны на руке преподобного и сейчас. Комендант в ужасе бежал из пещеры, а за ним и вся его свита. На следующий день по городскому радио немецкая комендатура объявила, что лавра открывается, и желающие могут поселиться в ней.

Другой сюжет связан с киевскими колоколами. Издревле считалось, что колокол воплощает дух города. Во время Второй мировой войны в СС особенно тщательно изучали магические свойства колоколов Оксфордского городского собора, которые были источниками мистической защиты от авиации. В Кенигсберге же, на 100-метровой башне Королевского замка были поставлены колокола, вывезенные еще в Первую мировую войну из Киева. И когда в августе 1944 года в результате англо-американской бомбардировки замок сильно пострадал, кое-кто из СС стал обвинять в предательстве Кенигсберга колокола Киева, которые не выполнили своей защитной миссии. Когда же 6 апреля 1945 года грянул трехдневный штурм, башня, где располагались киевские колокола, единственная из всех башен замка, была поражена с востока. Ее называли органом войны, так как в ветреную погоду башня выла. Если верить, что колокола обладают магией защиты и имеют душу, то выходит, что плененные святыни Киева вызвали огонь на себя.

Одним из примеров современного мифотворчества могут быть тексты Р. Фурдуя и Ю. Швайдака. Так, они утверждают, что 80 процентов культовых сооружений Киева расположены соответственно диагональной системе глубинных разломов геологической территории города. При этом через Старокиевскую гору проходят две линии, которые маркируются наибольшим числом памятников: северо-восточный вектор соединяет Андреевскую и Десятинную церкви, Братский монастырь (XVII в.), Софийский собор (XI в.), караимскую кенасу (XX в.) и Владимирский собор (XIX в.); северо-западный луч проходит через Кирилловскую церковь и храм Спаса на Берестове. Точкой пересечения этих двух направлений является Десятинная церковь. Р. Фурдуй и Ю. Швай-дак уверены, что справа от алтаря церкви (если смотреть из зала) располагался один из наиболее активных участков положительного поля. Отсюда исходил (и, вероятно, исходит до сих пор) экситонный поток (поток электронно-пози-тронного газа). Здесь, по их мнению, находилось дохристианское сооружение, уничтоженное во время строительства церкви. Современный киевский фольклор переосмыслил сии высокоинтеллектуальные построения: предполагается, что просто надо встать в геометрическом центре Десятинного храма и загадать заветное желание, которое непременно исполнится