cat-right
Достопримечательности мира     |     Вифлеем

Стена плача

В восточной части Иерусалима находится святыня евреев всего мира — уцелевшая после разрушения Второго Иерусалимского храма часть обводной западной стены, ограждавшей некогда Храмовую гору, а ныне — знаменитая еврейская Стена Плача. Возле нее почти всегда можно увидеть молящихся иудеев, которые вкладывают в щели между огромными древними камнями (и как бы внутрь самого священного Храма) записки к Богу с просьбами или покаянием. Женщины, но традиции, подходят к Стене справа, обязательно скромно одетые, а мужчины, непременно в головном уборе — слева. Само название Стена Плача происходит от еврейской традиции оплакивания судьбы еврейских изгнанников и разрушенного Иерусалимского храма — единственного на все времена Храма евреев, трагическая история которого созвучна древней истории самого еврейского народа. Первый Иерусалимский храм, возведенный царем Соломоном (Шломо) в 960 году до н. э. на вершине легендарной горы Мориа (Храмовая гора), выбранной царем Давидом для возведения святилища с Ковчегом Завета, был в 586 году до н. э. разрушен захватившим Иерусалим вавилонским царем Навуходоносором. Большинство населения города было тогда убито или уведено в плен, чтобы вернуться на родину только в 538 году до н. э., после завоевания Вавилонской империи персами. При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе... Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя... — эти горестные строки рожденного в те далекие времена библейского псалма на долгие века стали символом выпавших на долю еврейского народа испытаний.

Строительство Второго храма, хотя сам Иерусалим еще оставался малозаселенным, а городская стена разрушенной, было завершено в 516 году до н. э. тогдашним иудейским первосвященником и персидским наместником в Иудее Зруба-веллом. В царствование Антиоха IV Эпифана из сирийской династии Се-левкидов храм с 167 года до н. э. на три года был превращен в святилище Зевса Олимпийского, что повлекло за собой восстание Иехуды Маккавея, возвратившее автономию Иудеи и прежний статус храма, очищенного от принадлежностей языческого культа (в честь этого события евреи ежегодно отмечают свой национальный праздник — Ханук-ку). Однако храм продолжал стоять, хотя в 63 году до н. э., после того, как селевкидская Сирия была присоединена к Римской империи, римские войска под предводительством Помпея, натолкнувшись на ожесточенное сопротивление защитников храма, после трехмесячной осады захватили его, и сам Помпеи вошел в Святая святых — место, где, по верованиям древних иудеев, обитал Бог Яхве. Легенда того времени свидетельствует, каким потрясением было для язычников-римлян увидеть священное обиталище иудейского Бога пустым, лишенным каких-либо материальных объектов поклонения: Помпеи был первый из римлян, который усмирил иудеев и вошел в их храм, по нраву победителя. С того времени стало известно, что внутри храма нет никакого изображения богов, что жилище Бога пусто и что сокровенная его часть не заключает в себе ничего. Стены Иерусалима были срыты, а храм остался... (Корнелий Тацит. История, нач. II в.). Вершины своего расцвета храм достиг в правление царя Ирода I (37-4 гг. до н. э.), строительные проекты которого отличались монументальностью и роскошью. Здание храма было расширено и перестроено, высота его удвоена, площадь Храмовой горы увеличена земляной подсыпкой, для чего и были возведены вокруг нее подпорные стены из огромных тесаных камней, фрагмент одной из которых (длиной 156 м) и стал впоследствии Стеной Плача. Надземная часть подпорных стен со стороны храма была оформлена в виде крытых колоннад, от Царской колоннады на Южной стене вниз вела роскошная лестница, а сам храм представлял собой систему дворов и украшенных белым мрамором и позолотой зданий в центральной части площади на вершине горы. (В наше время точная модель Второго храма с использованием аналогичного оригиналу материала, выполненная по дошедшим до нас описаниям и документам в масштабе 1:50 в период между 1964 и 1970 годами, находится на территории отеля Холилэнд к юго-востоку от горы Герцля).

В 66 году в Иудее вспыхнуло восстание, вызванное произволом римских прокураторов, а летом 70 года при его подавлении, после пятимесячной осады Иерусалима, римские войска под командованием Тита захватили и сожгли храм, который с тех пор так и не был восстановлен, поскольку после этого весь еврейский народ подвергся длительным гонениям и рассеянию. В память об этой трагедии (происшедшей, согласно традиции, в тот же день, что и разрушение Первого храма) евреи всего мира 9-го числа месяца ав соблюдают траур.

С тех пор все изменилось на Храмовой горе, превращенной в годы римского правления в городскую свалку. В царствование императора Константина Великого (306-337), когда в Иерусалиме воздвигались многочисленные христианские храмы и святыни, евреям только 9-го ава разрешалось подниматься на Храмовую гору, чтобы оплакивать разрушение храма. Император Юлиан (Отступник) в 363 году распорядился было восстановить храм, но землетрясение, а затем гибель Юлиана пометали воплощению этого плана. После завоевания арабами (638 г.) гора стала местом религиозного поклонения мусульман, здесь была возведена мечеть Куббат ас-Сахра.

Однако разрушенный храм по-прежнему занимает центральное место в сердце еврейского народа, для которого Стена Плача стала символом прошлого и надеждой на будущее. Святость этого места укрепилась не сразу, лишь постепенно становясь духовным символом (еще недавно Стена была лишь частью одной из городских улиц, вдоль которой стояли лавки и дома). Только в XVI веке, уже во времена Османской империи, Стена стала объектом паломничества евреев (которые, по религиозной традиции, должны трижды в год приходить к Иерусалимскому храму).

Начиная с середины XIX века возле Стены Плача постоянно ведутся археологические раскопки, выявившие немало древних построек: арки мостов, ворота,акведук, пробитый в скале; найдены дополнительные слои Стены. В последние 30 лет площадь возле Стены расширена, чтобы обеспечить свободный доступ к ней всех молящихся и посетителей.