cat-right
Достопримечательности мира     |     Мамаев курган

Столицы войска Донского

Любое государственное образование создает свои сакральные объекты, причем, как правило, в символике этих объектов в той или иной степени отображается система ценностей, которые исповедуются данным сообществом.

То, как система ценностей воплощается в объектах сакральной географии, можно проследить на примере Войска Донского — этнического объединения, сформировавшегося на окраине Российского государства и на протяжении всей своей истории выступавшего сначала как государственное образование, имевшее вассальные отношения с Россией, а затем как культурная общность, имеющая определенную административную автономию.

Изначально донское казачество представляло собой вольное воинское объединение, образовавшееся на границе России и дикого поля, населенного немирными племенами. На протяжении всей истории донские казаки так и оставались воинами, служилыми людьми; в начале XX века их называли последним рыцарством Европы. Казакам юга России свойственна особая красота жизненного стиля, поведения, отношений; согласно распространенному мнению, благородство жизненного стиля казачества обусловлено, прежде всего, обстановкой военной границы, предполагающей бдительность, готовность к взаимовыручке и собранность перед лицом опасности.

Соответственно культурно-исторической специфике существования казачества, в сакральных объектах Войска Донского прослеживаются именно военные ценности: боевая доблесть, верность воинскому братству.

В качестве наиболее сакрализо-ванных объектов на территории Войска Донского назовем три пункта, поочередно имевшие статус казачьей столицы — Монастырский городок, станицу Старочеркасскую и город Новочеркасск.

Урочище Монастырский городок (Монастырский яр) находится на правом берегу Дона по дороге к станице Старочеркасской. Столица донского казачества находилась здесь начиная с 1622 года.

С Монастырским городком связано воспоминание о трагедии, случившейся после одного из казачьих набегов. Возвращаясь с богатой добычей, казачий отряд остановился здесь, не доезжая нескольких километров до станицы Черкасской, и принялся делить дуван (добычу). Казаки потеряли бдительность и, празднуя окончание похода, напились допьяна. Ночью турки и татары, тайком следившие за казаками, напали на них и почти всех истребили.

Скорбь о погибших и жажда возмездия стали теми чувствами, которые вели казаков к сакрализации нового военного центра. Именно здесь принимались решения о военных походах, в частности о походе на Азов в 1637 году. Турецкий Азов был штурмом взят казаками и удерживался в течение почти шести лет против превосходящих сил противника (в некоторые моменты соотношение войск достигало 1:40); впоследствии, руководствуясь политическими соображениями, казаки оставили Азов на почетных условиях — в том числе, были вывезены тела погибших, которых и захоронили на Монастырском городке.

Уже после того, как центр Войска был перенесен в станицу Черкасскую, Монастырский городок оставался своего рода сакральным местом, связанным со смертью и старостью. Так, известен обычай, по которому сюда отправлялись доживать свой век престарелые казаки.

В 1867 году в Монастырском городке в честь погибших казаков была возведена памятная часовня, воспроизводящая один из местных храмов времен Азовского сидения.

Захоронения погибших воинов производились здесь и при советской власти, причем к старинному казачьему мемориалу свозились тела из разных районов Подонья. Так, в 1924 году сюда были торжественно перенесены останки красноармейцев, павших в боях за Старочеркасскую, Аксай, Ростов. Впоследствии здесь же были захоронены одиннадцать краснофлотцев, павших в 1941 году при обороне Таганрога. В 1974 году на Монастырском яру был установлен монумент; на стеле, обращенной к Дону, высечены цифры: 1641, 1920, 1941. Создатели мемориала стремились подчеркнуть непрерывность воинских традиции, восходящих к старинной казачьей доблести (между первой и последней латами, высеченными на обелиске, пролегает ровно триста лет).

В 1644 году столица донского казачества была перенесена в находившийся неподалеку город Черкасск (нынешняя станица Старочеркасская). Основная причина переноса — удобная оборонительная позиция в окружении нескольких водоемов. При этом характерно,что пространство внутри крепости было разделено на одиннадцать укрепленных селений, соответствующих куреням, из которых образовалось казачье войско. В настоящее время в старинной станице в большом количестве сохранились оборонительные укрепления, дома (курени) знатных и рядовых казаков.

Здесь же находится девятигла-вый Воскресенский войсковой собор. Стоит отметить, что у казаков с их воинской системой ценностей было слабо развито церковное зодчество — до середины XVII века церквей здесь вообще не было, ограничивались небольшими часовнями. Со стороны царского правительства, наоборот, велась политика возведения на территории Войска храмов — приобщение к православию способствовало более плотному вхождению вольнолюбивых казаков в Российскую империю. По крайней мере, строительство Воскресенского собора было организовано и профинансировано Петром I, причем во время, когда, согласно указу 1714 года, каменное строительство в России, кроме Петербурга, было запрещено. Храмы, возводимые на Дону, воспринимались не только как религиозные сооружения — они служили памятниками воинской доблести и использовались для политических манифестаций. Так, при входе в Воскресенский собор были вывешены кандалы Степана Разина, а в 1786 году, перед приездом Екатерины II, в знак верноподданнических чувств, здесь же был захоронен прах выдавшего Разина атамана Корнила Яковлева.

В начале XIX века атаманом М. И. Платовым был осуществлен перенос столицы Войска Донского на новое место.

В мае 1805 года на будущей центральной площади Новочеркасска атаман Платов вложил в специальный кирпичный футляр позолоченный ларец с золотыми и серебряными монетами чеканки того года, а также серебряную доску с соответствующей надписью. Действия Платова, несомненно, связаны с ритуалами символической строительной жертвы, встречающимися и поныне. В солнечный день 9 мая 1806 года по половодью, затопившему станицу Старочеркасскую, был в праздничной обстановке осуществлен переезд войсковой канцелярии.

Новая столица была спланирована согласно традициям тогдашнего градостроительства; основные улицы получили имена героев казачества.

Центральным объектом города является Вознесенский кафедральный войсковой собор. На момент своего возведения он был третьим по высоте храмом России; его золоченый купол, видный издалека, иногда называют вторым солнцем Дона.

В подвале Вознесенского собора находятся захоронения выдающихся военных деятелей Войска Дона.

Хоры на втором этаже в западной части собора выполняли роль залы для бесед и духовных совещаний. Вполне в духе казачьих традиций, эти хоры были украшены не традиционными росписями на христианские темы, а картинами, изображающими ключевые моменты истории донского казачества.

В настоящее время одним из хранилищ священных казачьих реликвий является новочеркасский Музей истории донского казачества. Здесь находятся войсковые регалии — клейноды (символы власти атаманов), знамена, серебряные ковши и сабли, жалованные Войску царями за верную службу. Среди экспонатов — оружие как именитых героев (например, отца-основателя города М. И. Платова), так и героев рядовых (например, сабля казака Михаила Недоедкова, полученная им за храбрость в 1812 году и служившая во время Великой Отечественной войны его правнуку Василию Недоедкову). По сторонам от главного входа музея установлены две трофейные пушки XVI века из замка Кокенгаузен, взятого в ходе Ливонской войны; в годы Первой мировой войны пушки были перевезены в Новочеркасск в знак памяти и почести казачьих войск.