cat-right
Достопримечательности мира     |     Пашупатинатх

Сваямбхунатх

Сваямбхунатх [Swayambhunath], Симбху (санскр. Самосущий бог), одна из самых крупных ступ Непала, расположена на одноименном холме высотой 90 м, в шести километрах к северо-западу от центра города Катманду. Датируется рубежом нашей эры. В хорошую погоду Сваямбхунатх видна со всех точек долины Катманду. Это одна из главных святынь буддистов всего мира, почитается она и непальскими индуистами. По традиционным представлениям, Сваямбхунатх является осью дхармачакры (колеса Закона), под которым подразумевается долина Катманду. окруженная горами.

Самые ранние эпиграфические свидетельства о существовании Сваямбхунатх относятся к V веку н. э. Ступа упомянута в священной книге непальских буддистов Сваямбху Пуране, составленной в XV веке.

Согласно легенде, Сваямбхунатх построена на месте, где на поверхности священного озера, покрывавшего долину Катманду, вырос волшебный лотос. Над ним вспыхнуло пламя, которое символизировало присутствие в этом месте Ади-Будды (Первого Будды). Ступа неоднократно перестраивалась и реставрировалась; самая значительная пере-стройка была в 1372 голу, когда деревянные конструкции и скульптуры были заменены на каменные. Последняя значительная реставрация была проведена в 1958-1960 годах.

Большинство служителей комплекса относится к последователям ваджраяны — тантрического направления буддизма, исповедуемого неварами — коренным населением долины Катманду. Сваямбхунатхе всегда покровительствовали индуистские правители Непала.

Сваямбхунатх имеет характерные черты непальских ступ и внешне напоминает ступы города Патан, которые, по преданию, были построены самим императором Ашокой во время его посещения Непала. Высота ступы — 15 м. Полусферическое тулово (гарбха) сложено из каменных блоков и покрыто известковой штукатуркой. На нем сооружена квадратная кирпичная конструкция (хармика), на четырех сторонах которой изображены всевидящие глаза Ади-Будды, а над бровями третий глаз — символ проницательности. Ниже глаз изображен знак, напоминающий 1 непальского алфавита, что означает единство учения Будды. Над хармикой возвышается коническая пирамида из тринадцати дисков с металлическими позолоченными обводами по краям, символизирующих стадии духовного совершенствования. Пирамиду венчает позолоченный зонт со шпилем (чхатра) — символ защиты и покровительства, закрепленный на деревянном каркасе.

Вокруг тулова ступы установлены позолоченные статуи татхагат (прошлые будды или последователи учения, достигшие нирваны) с их праджнями (женские соответствия будд и святых). Расположение статуй ориентировано по сторонам света, в соответствии с покровительственными функциями персонажей.

Пространство вокруг Сваямбху-натхи плотно застроено ступами, алтарями, скульптурами. Среди них ваджра — оружие царя богов Ин-дры, два колокола и молитвенные барабаны с изображением молитвенной формулы Ом мане падме хун, отлитые из бронзы. Наиболее значительные строения: храм-пагода индусской богини Харити — защитницы от эпидемий, тибетский монастырь Кармараджа (построен в 1954-1959 гг.), монастырь Дхар-мачакра (основан в конце XVIII века), храмы пяти элементов буддийского мироздания (земля, воздух, вода, огонь, небо), библиотека, располагающая ксилографическими и рукописными книгами из Непала, Индии, Тибета, Мьянмы, Таиланда, Шри-Ланки, Японии. Имеется музей скульптур, открытый в 1871 году. К юго-востоку от ступы находится храм Анантпур,а к северо-востоку — его аналог, храм Пратапур. Эти храмы, построенные в стиле остроконечной шикхары, датируются серединой XVII века. В августе 2003 года в результате пожара северная стена Анантпура обвалилась, после чего начались реставрациейно-восстановительные работы. На севере от ступы находится непримечательный одноэтажный храм Шантипур, который туннелем соединен с подземельем, где хранятся реликвии тантрической секты ТантраянаНа вершину холма ведет полога: лестница, вдоль которой размещены статуи буддийских божеств, ступы и места отдыха. На площадкь в начале подъема находится ступ;. посвященная бодхисатве (существ) стремящемуся стать буддой) Мад-жушри. Одна из находящихся здесг лестниц имеет 365 ступеней, вдоль нее установлены раскрашенные статуи будд. На склонах холма находятся монастыри, в том числе монастырь Анандакути, основанный лат-кийскими монахами в 1942 году — непальский центр буддийской секты Тхеравада.

В парке на склонах холма обита ют многочисленные обезьяны. Здесь же находятся гостиницы, лавки не продаже сувениров. Количество зарубежных паломников и туристов оценивается в 300 тыс. человек в год

У подножия холма расположены кварталы, населенные непальски-ми буддистами и тибетскими бежен цами.

Комплекс Сваямбхунатх являее-ся отражением традиций сосущест вования и синкретизма различных направлений буддизма (ваджраяны, тибетской махаяны и обновленчества — Тхеравады), а также буддизма и индуизма, что вообще свойственно непальской культуре.