cat-right
Достопримечательности мира     |     Крепости раджастхана

Священные места джайнов

Махавира (букв, великий герой), основатель джайнизма родился в Вайшали, севернее Патны в штате Бихар, в 540 году до н. э. под именем Вардхамана. Сейчас в этом месте воздвигнут мемориал, а в 1956 году создан Институт пракрита, ахимсы и джайнологии. Будучи современником Будды Шакьямуни, Махавира, так же, как и он, вышел из семьи кшатриев, царевичей рода джнятри-ков. Он получил соответствующее образование, женился, в браке родилась дочь. Однако истинным увлечением Махавиры был поиск духовного спасения — в тридцать лет, после смерти своих родителей, он оставил родной дом и стал аскетом. После двенадцати лет аскезы Махавира достиг просветления и получил имя Джина— Победитель. В течение последующих тридцати лет он проповедовал свое учение, пользуясь покровительством тех же самых монархов, что покровительствовали Будде. Умер Джина Махавира в 468 году до н. э. в маленьком городке Парве, недалеко от Раджаг-рихи, столицы Магадхи, отказавшись от пищи.

Джина Махавира и его учитель Паршва относятся к числу двадцати четырех тиртханкаров — великих учителей-пророков, создателей переправы, пути. Согласно джайн-ским воззрениям, на каждый период, из которых состоит Вселенная, приходится 63 великих человека (шалака-пуруша), в число которых входят 24 тиртханкара и 12 чакра-вартина (вселенских правителя). Все они появляются через равные промежутки времени. В кульминационный период вселенского цикла люди отличаются гигантским ростом и живут необычайно долго. В наше время мир стремительно деградирует. Процесс упадка продлится 40 тысяч лет — постепенно люди превратятся в карликов, и будут жить лишь 20 лет, обитать в пещерах, забыв культуру, и даже употребление огня. Затем все будет снова улучшаться, чтобы потом снова прийти в упадок и так до бесконечности, причем мировых катастроф и всеобщей гибели джайнизм не предвещает.

Тиртханкары являются идеальными образцами наиболее просветленных адептов и, вместе с тем, объектами ритуального почитания. Их изображения всегда присутствуют в священных местах. В одних течениях джайнизма это стоящие фигуры, в других — сидящие. Все они связаны с тем или иным символом — с животными, с духами растительного мира, якшами и якшини. Наиболее священный символ джайнизма — свастика. Четыре ее луча символизируют четыре уровня перерождения — божественный, человеческий, звериный и адский. Три точки на луче — тройную драгоценность джайнов: правильное понимание, правильную веру, правильное поведение.

Монахи и монахини в джайнизме принимают на себя довольно суровые обеты, они должны придерживаться строгих и детально разработанных правил поведения. Наиболее последовательные джайны закрывают рот и нос марлевой повязкой, чтобы случайно не проглотить насекомое, метут перед собой дорожку, чтобы не наступить на какое-либо живое существо. Вместе с тем, джайны не порицают некоторых средств ритуального самоубийства.

Штат Гуджарат — место проживания самого большого количества джайнов — мирян и монахов. На горе Гирнар расположено одно из самых древних поселений адептов джайнизма, с пещерными храмами и кельями. Самое значительное из находящихся здесь джайнистских святилищ — храм Неминатха, построенный в 1159 году и включающий в себя 70 монашеских келий. Здесь находится скульптурное изображение 22-го тиртханкара, высеченное из черного камня, инкрустированное драгоценными и полудрагоценными камнями. Интерес представляет храм Теджапала и Ва-ступала, построенный в 1230 году в честь двух набожных придворных времен правления династии Солан-ки. Здесь имеются именные кельи — восточная посвящена 19-му тиртхан-кару Маллинатхе, южная — священной горе джайнов Параснатхе в Бихаре, северная — священной горе всех индусов Меру. Почти на самой вершине горы, не защищенный стенами, возвышается храм, посвященный богине ДевиСимволом аскезы и знаменитым местом паломничества джайнов является город Палитана. Здесь, на холме Шатрунджая находится около 800 храмов и 7 тысяч статуй божеств и проповедников, окруженные прочными защитными стенами. Большинство храмов было возведено в IX-X веках, но позже они были разрушены монголами и восстановлены в XVI веке. Около одной из оборонительных стен сохранилось надгробие мусульманского святого, который, согласно легендам, охранял это место. До сего дня место это священно, к нему прибывают многочисленные паломники, чтобы поклониться святыне.

Одним из самых главных джайн-ских храмов в Палитане является храм Адишвара, построенный из араса, местного мрамора в 960 году. Он расположен в самом священном месте города и посвящен первому тиртханкару. После разрушения монголами был восстановлен в 1530 году. Вокруг храма расположены небольшие святилища, пол сделан из мозаики; здесь много различных статуй и резьбы по камню. Изображение тиртханкары из белого мрамора с широко открытыми глазами из стекла с серебряными зрачками великолепно передает образ просветленного святого.