cat-right
Достопримечательности мира     |     Аляска: гора Мак-Кинли

Священные места североамериканских индейцев

Традиционные культы и оккультно-мистические практики коренных американцев неразрывно связаны с природой в целом и великим множеством конкретных природных объектов. Религиозная и духовно-мистическая жизнь этих народов просто невозможна вне связи со священными местами, которые выполняют роль естественных храмов, своеобразных икон и каналов связи с запредельным. Это общий для индейских племен принципиальный подход к вопросам веры и культа. Священные места североамериканских индейцев — это горные цепи и отдельные вершины, долины, урочища, озера, источники, утесы, пещеры, водопады, крупные камни, писаницы и петроглифы, курганы, места произрастания священных (целебных) растений и многое другое. Число таких мест у более чем пятисот племен и народностей континента исчисляется тысячами, и пока они даже не подвергались попыткам какой-либо каталогизации. Каждый заинтересованный путешественник, оказавшийся где-либо в Канаде, США или Северной Мексике, без особого труда разыщет сведения о таких местах в ближайшей округе и сможет их посетить. Что касается последнего, то естественным препятствием может оказаться ограничение на право свободного посещения частных землевладений и участков племенных территорий в пределах индейских резервацийЭти места всегда отличает что-то необычное: высота, особый абрис, окраска, передвижение объектов, повторяемость некоторых природных или вовсе экстраординарных (духовных) явлений, выраженная красота пейзажа. Все это в системе мировоззрения первобытных и варварских народов Северной Америки квалифицируется как свидетельство особого присутствия и проявления духовных сил, с которыми можно и даже необходимо вступить в контакт и установить полезные для обеих сторон отношения.

Именно та или иная степень и качество проявления незримого потустороннего мира и является критерием священности с точки зрения традиционного сознания коренного населения этой земли, которая, по их мнению, священна и сама по себе.

В США за почитаемыми местами индейцев закрепился весьма удачный определительный эпитет — врата к священному. Часто те или иные священные места несут на себе вполне конкретные функции. Они могут быть связаны с мифическим первопоявлением на земле тех или иных народов и племен, а также иными важнейшими событиями легендарной истории; к числу таковых относятся места подвигов культурных героев (они служат для отправления основных племенных обрядов, мистериальных действ, посвятительных церемоний); места обитания душ предков или каких-либо нечеловеческих духов; места прохода в иной мир для душ умерших; места целительных сил; места для вознесения молитв и поисков направляющих видений.

Последнее, а именно оккультно-мистическая традиция поиска видений, является основой всей личной религиозной жизни североамериканского индейца. Обряд включает в себя ритуальное очищение, а затем полное уединение в течение нескольких дней в одном из священных мест, где в результате строгого поста и постоянных молитв искатель должен получить мистическое видение или вещий сон. В до-резервационный период для подростка это было необходимым условием вступления в социальный статус мужчины. Он должен был установить контакт с духовным миром, получить аллегорическое видение, открывающее ему его жизненное призвание, и заручиться согласием явившегося ему бестелесного существа стать его духом-покровителем (или ангелом-хранителем ). Весь процесс от начала до конца проходил под духовным контролем опытного жреца (шамана, знахаря), который строго соблюдал целый ряд ритуальных условий и постоянно молился о благополучии и успехе своего подопечного. В последующей жизни человек проходил через этот обряд исключительно в тех случаях, когда желал получить ответ свыше на очень важный, но неразрешимый для него самого вопрос, и потому нуждался в направляющем видении.

Обычно подобные действия проводились в священных местах, традиционно используемых для поиска видений и духов-покровителей. Зачастую, именно видения, полученные здесь, становились поводом для создания мифов, религиозных обрядов, магических церемоний и песен.

Для индейцев эти места действительно играют роль каналов непосредственной связи с высшими силами, духами-помощниками, незримыми существами и запредельным миром вообще. Причем сам первозданный облик священных мест со всем комплексом звуков, запахов и пр. служит своеобразным камертоном психофизической настройки для вхождения в необходимое измененное состояние сознания. Безусловно, важнейшую роль здесь играет ничем не нарушенная первоздан-ность природы, которая не терпит ни малейшего вмешательства современной цивилизации. Поэтому одной из самых главных сторон религиозной жизни коренных американцев сегодня является их постоянная борьба за доступ к племенным священным местам и их полная неприкосновенность для любых форм техногенного воздействия.

Разумеется, со священными местами всегда связано множество мифов, легенд, преданий и рассказов о самых невероятных и чудесных событиях и случаях, произошедших с теми или иными людьми как в далеком прошлом, так и в наши дни.