cat-right
Достопримечательности мира     |     Белуха

Святилище мугур-саргол

В 1950-х годах в Саянском каньоне Енисея были обнаружены многочисленные петроглифы. Первыми были открыты изображения животных на камнях у самой воды на левобережье Енисея, недалеко от Чингенской воронки, потом — на правобережье реки Чинге, на скалах Бижиктиг-Хая и в других местах.

Однако наибольший интерес представляли собой изображения на камнях древнего святилища Му-гур-Саргол. В центре святилища располагался алтарь, созданный самой природой из скопления огромных иссиня-черных скальных глыб. Главная плоскость центрального камня, обращенная к горам, была сплошь покрыта рисунками. По бокам его обрамляли два больших столбообразных скальных монолита, также покрытых петроглифами. В довольно глубокой промоине на вершине главного камня алтаря находилось изображение роженицы и выходящего из ее чрева младенца. Этот рисунок трудно было заметить сразу — в период паводков он последним скрывался под водой и первым появлялся при спаде вод, как бы символизируя появление и уход человека в этом мире.

Главная плоскость центрального камня образовывала своеобразный иконостас, разделенный скальными трещинами на три яруса. Судя по всему, художники использовали такое деление чтобы показать трехчленное строение мироздания. В верхней части были изображены многочисленные таинственные существа (возможно духи-предки) в огромных масках-личинах. Эти маски превышали размерами самих людей. Тем самым художником была подчеркнута значимость существ в масках по отношению к простым людям. Особого внимания заслуживали две маски-личины. Первая находилась в верхней части, она изображала огромных размеров лицо со сложным головным убором, — возможно, это дух-предок. Здесь художник использовал естественный рельеф скалы для изображения носа маски. Это самая крупная маска-личина практически всего Саянского каньона. Вторая маска находилась во втором ряду, также в окружении сверхъестественных существ; она имела грозный, устрашающий, даже гневный вид. В средней части центрального камня был представлен также небольшой поселок, состоящий из жилищ (изображенных в плане) и примыкающих к ним загонов для скота. В нижней части камня можно было видеть картины простой земледельческой жизни: люди ведут домашних животных, охотник стреляет из лука, за коровой идет согнувшийся старик с палкой.

Маски-личины чаще всего изображались без туловища. Но в некоторых случаях, как в святилище Му-гур-Саргол, встречались антропоморфные фигурки людей в рогатых головных уборах, таких же, как и у личин, с воздетыми к небу руками. У подножия горы Алды-Мо-зага на плите выбита фигура человека в полный рост в рогатом головном уборе, с татуированным лицом и руками-крыльями. Одежда этого человека напоминает одежду сибирских шаманов. В одной руке он держит маску, а вторая маска находится рядом с его другой рукой. У одной из масок — оскаленные зубы.

Изображенные на скалах маски-личины очень похожи на так называемые маскоиды, которые тувинские шаманы носили на налобной повязке. Они являлись как бы уменьшенной копией маски, которая не закрывала лицо. Такие повязки с изображением человеческих лиц иногда сочетались у шаманов с головным убором в виде рогов. Маски-личины святилища Мугур-Сар-гол относятся к так называемым ручным маскам, то есть к тем, которые держат перед лицом за специальную рукоять.

Петроглифы святилища Мугур-Саргол были выбиты на скальных глыбах вдоль берега реки. Во время половодья они практически все заливались водой. По преданиям тувинцев, легендарные предки являлись покровителями шаманов, которые вели свое происхождение от духов земли, воды, небожителей и демонов. Именно с духами воды, которые, согласно поверьям тувинцев обитают в Енисее, и духами предков, чьи лики выбиты на скалах по берегам Саянского каньона, и были связаны древние обрядовые действия в святилище Мугур-Саргол.

В настоящий момент святилище затоплено водохранилищем Саяно-Шушенской ГЭС. Пятьдесят каменных плит с петроглифами были вывезены в г. Кызыл; сейчас они экспонируются перед Тувинским институтом гуманитарных исследований.