cat-right
Достопримечательности мира     |     Долина Катманду

Святилище зуба будды

Самой важной и почитаемой в Шри-Ланке реликвией считается Зуб Будды. В смутные периоды истории Цейлона, когда иноземные захватчики претендовали на трон государства, они стремились в первую очередь захватить Зуб Будды, так как считалось, что править страной можно, только владея этой реликвией. Еще до того, как Зуб был доставлен на Цейлон, в Индии из-за него шла яростная борьба между несколькими принцами царствующего дома. Даже тогда, когда островом владели англичане, в своде законов Цейлона стояло: Реликвия Зуба принадлежит царю и обитателям Цейлона.

Согласно древнейшей буддийской хронике Махавамсе, Зуб Будды был привезен из Индии при царе Сиримегхаванне (371 г. н. э.) и помещен в здании, имевшем название Дхаммачакка (построено в III в. до н. э.). Тогда же был учрежден и специальный праздник, во время которого торжественная процессия переносила Зуб Будды в один из известнейших монастырей Цейлона Абхаягири. Считается, что культ Зуба был связан с монастырем Абхаягири и носил Махаянистский характер, что не характерно для господствующего направления буддизма Шри-Ланки — тхераваде. Здание в Анурад-хапуре, где хранился Зуб Будды, не сохранилось, можно лишь предполагать его реальное местонахождение.

В конце XI века, в связи со вторжением на остров войск империи Чол, реликвия была перевезена в новую столицу Полоннаруву царем Виджаябаху I и помещена в специальном храме Зуба (см. выше). Этим же царем был учрежден в честь Зуба специальный постоянный праздник. Согласно легенде, в 1288 году, когда значительная часть страны была захвачена тамилами, Зуб Будды был вывезен в Индию. Лишь через несколько десятков лет он был выкуплен и привезен обратно на Цейлон царем Паракрамабаху III. В XII веке реликвия Зуба Будды, которую сингальские цари всегда имели рядом со своими дворцами, приобрела символическое значение защитника государства и народа. В случае опасности Зуб, а также другая реликвия, патра (горшок для сбора подаяний), принадлежавшая самому Будде, перевозились в безопасное место. Ни один из сингальских правителей не мог рискнуть потерять святыню.

В XVI веке царь Виравиккама построил храм Зуба в городе Канди, третьей столице сингальских королей. С этого момента и по настоящее время Зуб Будды хранится в этом городе в монастыре Далада Малигава в здании с восьмиугольной башней. По одной из легенд, когда во время захвата острова португальцами столица Канди была стерта ими с лица земли, пропала и драгоценная реликвия, но вскоре она снова чудесным образом явилась сингальским царям, и по настоящее время является объектом поклонения огромного числа буддистов всего мира. Каждый вечер, во время молитвы, в храм Зуба допускаются все желающие; они без остановки проходят мимо небольшой золотой ступы, в которой и хранится Зуб Будды. Открыто его сейчас не показывают никому, однако еще в 1881 году такого запрета не существовало, и Зуб наблюдал немецкий естествоиспытатель Геккель. Он довольно непочтительно (что вполне естественно для материалиста) высказался о реликвии, заявив, что этот кусок слоновой кости 5,5 см длиной и 2,5 см толщиной не может быть зубом человека, пусть даже и Будды.

В настоящее время каждый год в конце июля — начале августа в Канди проходит грандиозный праздник — Перахера. В соответствии с указом Кандийского царя Кирти Раджасингхи, изданном в 1775 году, во главе процессии на Перахере должен шествовать слон, несущий ларец со священной реликвией, а за ним монахи Далада Малигава и еще четырех храмов. Длится праздник семь ночей и один день по лунному календарю. Сегодня официальным хранителем Зуба Будды считается потомок кандийских королей