cat-right
Достопримечательности мира     |     Уснех

Тара

Тара [Тага] или Темайр, Темра была крупнейшим религиозным и политическим центром кельтов. Однако первое поселение здесь датируется примерно IV-III тысячелетиями до н. э. — по-видимому, место считалось священным еще до кельтов. Исследователи полагают, что первые сакральные места в Таре соорудил тот же народ эпохи неолита, что и курганы Ньюгрэндж, Доут и Ноут. Понятие главного сакрального места для кельтов было напрямую связано с понятием центра мира . Название главного ирландского королевства Миде или Мит [Meath] переводится как середина. Это королевство было образовано в центре Ирландии, за счет изъятия части территорий четырех первоначальных провинций (Улад на севере, Коннахт на западе, Лейпстер на востоке, Мунстер на юге). Именно в Миде находилось наиболее сакральное место ирландских кельтов — древняя столица Тара.

В известном древнем трактате Старина мест приводятся три версии, почему Тара была названа именно так. Первая версия, приписываемая легендарному филиду Амайргену, говорит, что Темайр — стена Tea — была названа так от имени Tea дочери Лугайда и жены короля Гейде Оллотаха: оттого-то и почитаются валы Тары больше всех прочих, что был здесь первый уговор между мужчиной и женщиной в Ирландии. Вторая версия гласит, что Tea была женой Эремона, сына Миля, первого смертного короля Ирландии. Tea были отданы во владение все понравившиеся ей холмы, и, в подражание валам Тейпе-мур в Испании, она велела возвести подобные валы на холме Тары, чтобы впоследствии похоронить себя там. Третья версия предполагает, что слово темайр происходит от греческого слова теморио (окинуть взором, увидеть).

Высказывалось мнение, что корни слова тара надо искать в санскрите, где оно переводится как звезда, причем Полярная звезда; такая этимология обосновывается тем, что центр мира у кельтов, как и многих языческих народов, был связан с небесным центром (ведь вокруг Полярной звезды вращается звездное небо). К перечню версий стоит добавить, что топоним темайр встречается как часть названий многих географических мест Ирландии, не связанных с королевским дворцом, и означает, по-видимому, некую высшую степень достоинства.

Основным символом Тары был Лиа Фаль, или Камень Судьбы, лежавший на вершине холма,— один из магических артефактов племен богини Дану. По легенде, боги, побывавшие до прибытия в Ирландию на Северных островах мира, получили там этот камень от друида Мор-феса из Фалиасе. Название Фаль связано со значением светлый, сверкающий, а также изобилие и знание. Лиа Фаль обладал магическим свойством, позволявшим правильно определять короля Ирландии. Камень вскрикивал, когда на него наступал тот, кто должен был стать законным королем. Сама Ирландия иногда называлась Долина Фаль или просто Фаль.

В мифах испытание для будущего короля описывалось следующим образом: претендент должен был остановить колесницу, в которую запряжены дикие кони, на ней проехать между двух сдвинутых камней, чтобы они расступились, а в конце дороги под ним должен был вскрикнуть Лиа фаль. Когда король Тары вступал во власть, он женился на Ирландии. На холме Тары правители вступали в священный брак с землей Ирландии, предстающей в мифах, как юная девушка, меняющая своих мужей-царей, когда они стареют или нарушают правду короля. В мифе о Конне Сто Битв описывается эта прекрасная девушка с золотой диадемой на голове, с золотым кубком в руке и серебряным котлом, полным красного пива — напитком верховной власти и бессмертия. В сказании девушка дарит золотой кубок, часть бычьей туши и часть свиной туши Конну в знак обладания им верховной властью. Все это происходит во дворце Луга и символизирует обряд королевской инициации.

Некоторые исследователи утверждают, что камень Фаль символизировал первозданный Хаос, который своим криком сопротивлялся гармонии, устанавливавшейся после воцарения очередного монарха. Королевская власть обладала, по мнению кельтов, сакральным качеством — так называемой правдой короля , благодаря которой поля давали хороший урожай, в войнах были победы, жители не болели и не бедствовали, страна процветала. Для этого король должен был быть физически полноценным и сильным, а кроме того, не нарушать гейсы (сакральные табу), соблюдать божественные установления и поддерживать справедливость. В саге Приключение Арта, сына Конна король Конн послушался свою жену, порочную сиду, и совершил неблаговидный поступок; за ошибку короля народ Ирландии был наказан — их поля не приносили урожая, а коровы не давали молока. Иногда провинности короля приводили к тому, что его ритуально топили во время массовых гуляний на праздник Нового года — Самайн (в ночь с 31 октября на 1 ноября). Впрочем, чаще всего королю удавалось соблюсти справедливость, или же он погибал от рук врагов.

Как уже отмечалось, археологические данные позволяют судить, что территория Тары имела сакральный статус еще до кельтов. Мифологическая традиция подтверждает это. В легендах указывается на существование Тары еще до сыновей Миля — предков кельтов. Она считалась столицей и богов племен богини Дану, и легендарного народа Фир Болг, который жил в Ирландии еще раньше. Иногда в различных преданиях (как, например, в Песне дома Бухета ) утверждается, что Тару основал Кормак, сын Арта, или один из самых почитаемых королей ирландцев Конн Сто Битв.

Еще одна легенда связывает настоящее основание Тары (столицы с королевским дворцом) с именем Эохайда, сына Эрка, мифического правителя народа Фир Болг. С ним же связано введение священной власти в Ирландии. По легенде, именно Эохайд был первым королем, обладавшим сакральной властью и вершившим правосудие. Во время его правления, как утверждает предание, не шел дождь, только выпадала роса, поля всегда давали урожай, ложь была изгнана из Ирландии. Таким образом, впервые был приведен в действие основной сакральный принцип царской власти — правда короля.

Королевский дворец в Таре был в то время самым шикарным домом в Ирландии. По древним описаниям, его окружали семь рядов валов, а состоял он из главного зала — так называемого Медового покоя в центре и четырех зал поменьше, ориентированных по сторонам света и символизировавших четыре королевства Ирландии. Дворец был продолговатой формы длиной почти 100 метров, имел 14 дверей, очаг шириной в 7 локтей и 7 светильников; в нем было 350 лож, на каждом из которых могло поместиться до 12 человек. Внутри Медового покоя пятичастная схема повторялась: существовало центральное возвышение для короля и места для четырех королей по сторонам от него.

Территориальное четырехчаст-ное деление Ирландии было установлено в начале христианской эры в Ирландии во время царствования Диармайда (545-565), последнего языческого короля Ирландии, о чем рассказывается в саге Установление владений Тары . Однако и проклята Тара была именно из-за этого короля. В 559 году Диармайд совершил последний обряд церемониального бракосочетания с землей Ирландии на последнем собрании родов в Таре. В сказании Как была проклята Тара описывается, что Диармайд был очень жестокого, гордого нрава и поссорился со святым Руаданом. Ирландские святые действовали так же, как и кельтские друиды: они решали свои ссоры с королями тем, что проклинали их, точно так же и друиды в свое время пели песню поношения, которая имела такое же действие. В 554 году Руадан из Лотры проклял Тару, он сказал, что здесь больше не будет короля, так и получилось: все правившие после Диармайда короли жили в других дворцах, которые строили похожими на Тару. Традиционные языческие праздники, справлявшиеся в Таре, были отменены, а сама Тара с 565 года (через 100 лет после святого Патрика) пришла в запустение.

Сейчас на месте древней Тары (примерно в тридцати километрах северо-западнее Дублина) расположены низкие холмы, у вершин которых сохранились остатки валов и ритуальных строений, а также могильные курганы, относящиеся к бронзовому веку. Параллельные насыпи длиной чуть более 200 м традиционно отождествлялись со знаменитым Медовым покоем.

Однако название Тара так и осталось священным для всякого ирландца. Как пример, можно вспомнить отца Скарлетт ОХара из знаменитого романа Маргарет Митчелл Унесенныеветром, который назвал свое поместье именно Тарой. Как записано в Старине мест о Таре — о любом заметном и достославном месте, будь оно в доме, на равнине или еще где, можно сказать так.