cat-right
Достопримечательности мира     |     Священные места североамериканских индейцев

Тассили-адджер

Плато Тассили-Адджер в Северной Сахаре — одна из древнейших и самых больших художественных галерей в мире. Этот горный массив сейчас — труднодоступное место, где можно пробираться лишь узкими ущельями. (На языке туарегов тас-сили означает речное плато; сейчас вместо рек — только высохшие долины.) Однако шесть—восемь тысяч лет тому назад эти ущелья и проходы представляли собой своего рода улицы с многочисленными обитателями. Об этом свидетельствуют глубокие впадины у подножия скал, служившие естественным убежищем для первобытных жителей. Обитатели исчезли, но следы их пребывания остались в виде сотен и сотен росписей.

В 1933 году ученые обнаружили в каньонах Тассили многочисленные наскальные изображения животных: слонов, носорогов, жирафов, гиппопотамов, а также странных человекоподобных существ. В 1957 голу туда была организована научная экспедиция профессора Лпри Лота, который так писал об этом: То, что мы нашли в лабиринте скал Тассили, превосходит всякое воображение. Мы открыли сотни и сотни изображений людей и животных. Одни рисунки располагались особняком, другие представляли собой сложнейшие ансамбли. Рядом с крошечными изображениями людей величиной в какие-нибудь несколько сантиметров находились и рисунки гигантской величины. На других фресках мы увидели лучников, вступивших в борьбу за обладание стадом быков; и воинов, бьющихся на палицах; стадо антилоп; людей в пирогах, преследующих бегемотов; сцены плясок, пиршеств и т. п. Короче говоря, мы очутились как бы в величайшем музее доисторического искусства. Некоторые рисунки поражали своим мастерством. От таких росписей не отреклась бы ни одна когда-либо существовавшая художественная школа. Плотность этих фресок в некоторых случаях такова, что па шестистах квадратных метрах располагается до пяти тысяч изображений в двенадцать исторических слоев.

В период неолита Центральная Сахара была одним из самых населенных центров первобытного общества; в этой некогда покрытой необозримыми пастбищами пустыне существовали многочисленные культуры: охотников сменяли скотоводы, а их — всадники или колесничие. Эти доисторические обитатели Сахары навсегда запечатлели себя на фресках. Самые древние изображения — нарисованные лиловатой охрой маленькие фигурки со схематически изображенными туловищами и круглыми, всегда преувеличенно большими головами. Чаще всего головы увенчаны рогами или какими-то другими украшениями, возможно, перьями.

Самое большое изображение круглоголового достигает шести метров, рядом с ним — небольшие фигуры женщин, протягивающих руки по направлению к гиганту, как бы моля его о чем-то. Этот тип круглоголовых людей в набедренных повязках со спадающими вниз концами встречается также в более поздних слоях. И хотя на смену ли-ловатой охре приходит красная, а туловища фигурок становятся более вытянутыми, форма головы остается прежней.

В нескольких более поздних слоях встречается изображение дьяволят — пляшущих рогатых человечков. При изображении дьяволят наряду с лиловатой охрой применялась и желтая. В следующих слоях размеры фигур стали больше, а их выполнение — искуснее. Конечности, ранее обозначавшиеся контурами, утолщены, при этом нет четких разграничений между плечом и предплечьем, голенью и бедром. Пальцы рук и ног лишь обозначены, а всегда небольшие груди у женщин расположены одна над другой. У самых поздних круглоголовых изображены браслеты на руках и щиколотках, пояса, украшения на голове и плечах (перья, головные уборы), а также рисунки на груди, животе, бедрах и руках, которые можно принять за татуировку. Эти украшения, изображенные в виде правильно расположенных точек, удивительно напоминают татуировку у современных племен Верхнего Нила или Центральной Африки; таким образом, они, несомненно, подтверждают негроидное происхождение фресок, а это свидетельствует о том, что некогда негроиды жили гораздо севернее, чем в наши дни. Благодаря этому ученые могут судить о происхождении африканцев и истории заселения ими континента.

Фрески Тассили многое сообщают нам о быте древних африканцев: они жили в конусообразных хижинах, мужчины охотились (в основном, с луком); женщины растирали зерно на каменных зернотерках; быки использовались, в частности, для верховой езды, причем женщины садились позади мужчин; из домашних животных известны также козы,кони и собаки; неоднократно встречаются изображения танцев и других ритуальных действ.

Постепенно первобытные художники переходят от чисто антропоморфных изображений к образам животного мира: все с большей тщательностью рисуют сцены, где появляются слоны, носороги, антилопы, муфлоны. Об изображениях быков Анри Лот пишет: Бык, воспроизведенный на стенах десятки тысяч раз, был излюбленным сюжетом периода скотоводства. Чаще всего изображены целые стада, которых пасут пастухи. Быки, видимо, выполнены с натуры с большим мастерством. Великолепно переданы очень пропорциональные формы туловища, часто покрытого пятнами, нанесенными красками различных тонов, в основном белой. Встречаются и фантастические животные, например антилопа с туловищем слона.

Но художественные достоинства фресок Тассили остались бы достоянием лишь истории искусства, не заинтересуйся ими сторонники палеоконтакта (то есть доисторических встреч с внеземными цивилизациями). Сам Анри Лот назвал одну из гигантских мужских фигур великим богом марсиан. Это изображение мужчины с круглой головой, в центре которой — двойной овал (уфологи видят в этом гермошлем с проводами), и в странном облачении, напоминающем скафандр-Скептики, однако, отвергают мысль о скафандре, утверждая, что это изображение жреца в ритуальном одеянии, с тыквой на голове. Их оппоненты возражают: почему у жреца плотно примыкающий воротник с горизонтальными складками? Подобные круглоголовые встречаются на многих фресках Тас-сили. То, что искусствоведы называют перьями на шлемах, сторонники палеоконтакта однозначно считают антеннами, а упомянутое слитное изображение плеча и предплечья, бедра и голени — скафандром. Уфологии приводят и такое доказательство того, что перед нами изображения космонавтов в скафандрах: этим рисункам аналогична японская скульптура догу, созданная на другом конце планеты примерно в то же время. В таком случае плато Тассили становится местом действия фантастического романа из первобытной жизни, местом, притягивающим всех тех, кто верит в контакте внеземным разумом