cat-right
Достопримечательности мира     |     Нотр-дам

Уснех

Холм Успех или Уиснех [Uisnig] расположен в нескольких милях к юго-западу от холма Тары. Он даже в большей степени, чем Тара, был связан с символикой центра мира. Тара была политическим центром, связанным с королевской властью, а Успех — важнейшим религиозным центром кельтов. Институт друидов в Ирландии был тесно связан именно с Успехом. Кроме того, этот холм считался местом, откуда излились все двенадцать главных рек ИрландииС друидами и Уснехом в Ирландии традиционно соотносилась стихия огня, так же как стихия воды — с филидами. По легенде, самый первый священный огонь в Ирландии был зажжен именно на холме Усне-ха первым друидом и летописцем по имени Миде (сыном Братха, сына Деотха), откуда и произошло название центрального королевства Ирландии. Огонь этот горел шесть лет, а произошло это еще во времена Немеда — легендарной расы третьей волны завоевателей Ирландии. В той же Старине мест написано, что название свое Уснех получил от слов Гайрех, дочери Гумора, которая была матерью-кормилицей Миде. Утверждается, что она сказала о Миде: Благороден тот, кто здесь в эту ночь. Благороден — Uais, тот — Nech.

Основным символом Уснеха был огромный пятиугольный камень, именовавшийся пупом Земли или камнем уделов или камнем Делений. Он находился на том месте, где сходились границы четырех королевств Ирландии: Улад (север), Мунстер (юг), Лейнстер (восток) и Коннахт (запад). Пять углов камня символизировали пятичастное деление страны, так же как и пять залов в королевском дворце Тары. Это деление было настолько традиционным, что и само ирландское название провинции обозначается как coiced — пятая часть.

Вокруг камня проходили народные собрания и советы. Крупнейшим здешним праздником было ежегодное Великое собрание Уснеха, справлявшееся на 1 мая во время Бельтайна. Одновременно Бельтайн праздновался и в находящейся по соседству Таре. Во время этого празднества друиды возжигали священный огонь, который переносили в свои очаги, погашенные накануне, все ирландцы (причем, за священный огонь платили королю налог — мешок зерна и свинью). Однако первым зажигался огонь короля в Таре, и под страхом смерти никто в Ирландии не мог затеплить очаг раньше королевского.

Кроме того, сообщает Китинг в Истории Ирландии (XVII в.), во время Бельтайна в окрестностях Успеха устраивалась ярмарка, на которой обменивались разными изделиями, съестными продуктами и драгоценностями. Ирландцы веселились, танцевали вокруг Майского дерева, прыгали через костры и проводили между ними домашний скот, оберегая его, таким образом, от болезней. Там же приносились жертвы богу Белю или Беленусу, (ассоциировавшемуся с богом Лугом), в честь которого Бельтайи (костер Беля) назван именно так.

С центром мира у кельтов, также как и у многих других народов, связана символика мирового древа — на холме Успеха, как гласит легенда, рос огромный ясень Уснеха. В Старине мест так пишется о гибели этого дерева: На север упал ясень Уснеха прямо до Гранарда в Кайрбре, и было это во времена сыновей Аэда Слане. Сыновья Аэ-да Слане здесь — историческая династия Бреги, относящаяся к VII веку. Возможно, дерево, священное в языческой традиции, было срублено в честь победы христианства в Ирландии. По легенде, ясень был высотой примерно 20 миль — таково расстояние от Уснеха до Гранарда. То, что оно было именно ясенем — вызывает ассоциации с другим мировым древом — скандинавским ясенем Иггдрасилем, на котором во время своего посвящения висел бог Один.

Деревья весьма почитались кельтами, и особенно дуб, тис, ясень, а также яблоня и орешник, которые являлись также атрибутами Иного мира. В Старине мест говорится о пяти священных деревьях Ирландии (причем три из них были ясенями): Эо Росс (тис), Эо Мугна (дуб, на котором кроме желудей, росли также яблоки и орехи), Биле Дате (ясень), Биле Торту (ясень) и Краэб Уисниг (ясень Уснеха). Эо Мугна упоминается также в саге Видение фингена, где оно поэтично называется дитя Райского дерева.

Многие саги описывают различные легендарные события, происходившие в окрестностях Уснеха. В Книге Захватов первые завоеватели, возглавляемые богиней Бан-ба, пришли в Ирландию еще до потопа. Во время Всемирного потопа все погибли, кроме Финтана, который спасался от всепоглощающей морской стихии именно на холме Уснеха. Легенда утверждает, что впоследствии он, превращаясь в лосося, в ястреба и в орла, прожил много веков и рассказал людям о потопе.

Рядом с Успехом сыновьям Миля, когда они впервые высалились на землю Ирландии, явилась богиня Эриу. Филид Амайрген пообещал назвать землю в честь этой богини — Эрин. И богиня помогла сыновьям Миля в битве с племенами богини Дану, которая закончилась победой смертных над богами и вытеснением последних в Иной мир холмов-сидов.

В саге Судьба сынов Туиреан-на холм Уснеха называется Бало-ровым холмом в честь владыки фоморов — Балора Злое Око. Фомо-ры (морские чудища ), главные враги трех рас завоевателей Ирландии после потопа, на этом холме ждали дани от племен богини Дану, когда туда является бог Луг, внук самого Балора, и побеждает их. Следуя пророчеству, данному Балору, этого кельтского Вия, убивающего своим взглядом, побеждает именно Луг.

Судьба сынов Туиреанна относится к циклу Трех скорбных преданий Эрина, куда входит еще Судьба детей Лира, а также печальное Изгнание сыновей Уснеха.

Центральный холм Ирландии фигурирует также и в Изгнании сыновей Уснеха; однако это название дано переписчиком по аналогии со знаменитым холмом в Миде. Правильная форма географического названия из этой саги — Уислиу.

Символизм Уснеха как сакрального центра Ирландии, был переосмыслен в связи с приходом святого Патрика. По легенде, он, несмотря на королевский запрет, во время Пасхи зажег свой огонь в Уснехе, что явилось в глазах ирландцев ужасным святотатством. Друиды тогда пророчествовали королю, что если до утра огонь не будет погашен, то тот, кто зажег его... будет царствовать во веки веков . Огонь не был погашен, и христианство утвердилось в Ирландии. Вследствие этого и Успех, как центр друидизма, потерял свое сакральное значение.

Сейчас на холме Уснеха в округе Конри графства Вестмит не видно никаких следов мирового древа ясеня, однако Камень Делений, весь покрытый трещинами, все еще лежит на вершине. Язычники нового времени приходят к этому свидетелю древних ритуалов, молятся там, возжигают свечи и благовония, оставляют в трещинах травы и ритуальные лепешки