cat-right
Достопримечательности мира     |     Коктебель

Успенский монастырь

Успенский пещерный монастырь был основан в конце VIII — начале IX века и существует с перерывами более тысячи лет. Это наиболее известный среди других пещерных монастырей (Качи-Кальон, Шулдан, Чильтер и др.), возникновение которых связывают с миграцией иконо-почитателей, которые подверглись гонениям государства, выступившего на стороне иконоборцев. После захвата Крыма турками в 1475 году Успенский монастырь стал резиденцией митрополита, центром православия в Крыму. Московское правительство посылало в монастырь милостыню, русские послы к крымскому хану непременно посещали его, поддерживая связи с единоверцами. Он расположен на окраине Бахчисарая в полукилометре от его предместья Староселье (Салачик). Дорога здесь образует площадку, на которую выходит нижний ярус пещер. Прямо перед нами наземные постройки — дом настоятеля со звонницей, а справа у подпорной стены — небольшая часовня над источником (сегодня он вытекает ниже, на уровне площадки в специально устроенном каменном ограждении). К ряду рукотворных пещер, служивших кельями, недавно пристроены помещения для паломников с отопительной системой и электричеством.

Монастырские постройки расположены на узких террасах, высеченных в отвесной скале. Широкая каменная лестница, вырубленная в массиве скалы (сегодня она облицована гранитными плитами), ведет на площадку второго яруса. По краю обрыва шла длинная, высеченная в камне галерея, связывавшая между собой пещерные кельи. Отсюда более узкая лестница приводит в древнюю Успенскую церковь, полностью высеченную в массиве скалы. Стены этого светлого белокаменного зала сохраняют следы первоначальной обработки: справа вдоль стены расположены четыре колонны, слева — оконные и дверной проемы, выходящие на долину Марьям-дере. Вдоль этой стены устроен балкончик.

Сегодня монастырь, закрытый в 1921 году, вновь стал действующим. Возведена надвратная часовня с позолоченным куполом и крестом над ним: внутри она расписана изображениями архангелов. В самом храме мозаичный пол, предалтарная преграда и киоты (выполненные из белого камня, украшенного резьбой) воспроизводят византийские мотивы. О том, каким могло быть внутреннее убранство пещерной церкви в византийские времена, можно составить представление лишь но немногим аналогиям.

Легенда об основании Успенского монастыря,приводимая русским историком XVII столетия Андреем Лызловым, повествует о змие, людей и скот пожиравшем, о молитвах окрестных жителей пресвятой Богородице, о явлении чудотворной иконы прямо на скале и о горящей перед ней свече; икону пытались с почестями перенести в дом местного князя, но она оказывалась на скале вновь. Тогда-то и были высечены в камне ступени, ведущие к ее образу, а затем и храм, вокруг которого возник монастырь. В честь явления святой иконы 15 августа (по новому стилю — 28 августа), храм посвящен Успению Богоматери.

Отмечалось духовное общение монастыря с находящимся близ Тра-пезунда монастырем Сумела (IV в.). Согласно преданию, именно в этом храме хранилась икона Богоматери, чудесным образом перенесенная на скалу близ Бахчисарая.Добавим, что легенда в символической форме повествует о миграции иконопочи-тателей с малоазийских берегов в Таврику.

Монастырь был почитаем не только христианами, но и мусульманами; сам основатель династии Гиреев перед военным походом просил помощи у Пресвятой Богородицы, поддерживая неугасимую свечу перед ее образом; так же поступали и его преемники.

Успенский монастырь нередко упоминается в русских источниках XVI-XVII веков. Русское правительство через Успенский монастырь стремилось распространить свое влияние на крымских христиан. В 1778 году 31 тысяча христиан из мусульманского Крыма переселились в Приазовье. На новом месте ими был основан город Мариуполь, получивший это название в память о селении Мариамполь в долине у подножия Успенского монастыря. Следы покинутого селения видны здесь и сегодня: это остатки разрушенных домов, вырубленные в скале лестницы, пещеры. Переселенцы вывезли с собой в Приазовье и чудотворную икону Богоматери: до 1918 года она находилась в Успенском храме Мариуполя. По свидетельству археолога и историка II. И. Репникова, видевшего в 1914 году икону Богоматери из Успенского монастыря, поясная рельефная фигура Одигитрии выполнена воско-мастичной техникой VIII—IX веков. Уникальный памятник закоптел, неоднократно возобновлялся. После революции следы ее теряются.

Оставшиеся в Бахчисарайской округе христиане не допустили упразднения Успенского храма. По-прежнему это место было окружено почитанием среди местных жителей, которые неизменно 15 августа вдень Успения Богоматери собирались у Успенской скалы; после присоединения Крыма к России (1783) среди них бывали и государи российские, и члены царствующего дома. Одним из первых в 1818 году Успенский пещерный храм посетил Александр I; по воспоминаниям, он попросил сопровождавшего его священника Спиранди указать ему место явления иконы на скале. Затем он велел подать себе лестницу и свечу, которую зажег, взошел по лестнице, приложился к образу и прилепил горящую свечу перед ним.

Глубокие исторические корни христианства в Крыму, привлечение нового православного населения способствовали восстановлению древних святых мест. Пещерные церкви и монастыри ассоциировались с древней Фиваидой, напоминая места собраний первых христиан, спасавшихся среди пустынь и ущелий.

К началу XX века здесь уже было пять действующих храмов, а также дом настоятеля, трапезный корпус, две гостиницы для приема паломников.

Во время героической обороны Севастополя 1854-1855 годов в монастыре размещался госпиталь. Места захоронения защитников Севастополя можно видеть напротив монастыря. Среди надгробий — памятники генерал-адъютанту П. А. Вревскому и генерал-майору П. В. Веймарну, погибшим 4 августа 1855 года в сражении при Черной речке.