cat-right
Достопримечательности мира     |     Синай

Вифлеем

Древний ханаанейский, а затем иудейский город Вифлеем [Bethlehem] находится в семи километрах южнее Иерусалима. Он основан в середине II тысячелетия до н. э. и упоминается в Библии в связи с именем Авраама. С древности и по сей день город именуется на иврите как Бейт-Лехем, Дом хлеба (возможно, потому, что его жители пекли хлеб из пшеницы с окрестных полей). В библейские времена, пока этот город не обрел уникальное значение христианской святыни, к его названию всегда прибавляли Иудейский или Ефрафа, чтобы отличить его от Галилейского Бейт-Лехема. Населяющие его арабы (сейчас это территория современной Палестинской автономии в Израиле) произносят его название как Бейт-Лахм, Дом мяса — вероятно, по созвучию. В этом городе происходили многие события библейской истории: на дороге в Ефрафу праотец Иаков похоронил свою возлюбленную жену Рахиль; па полях под Вифлеемом собирала колоски пшеницы Руфь Моавитянка, прабабушка царя Давида, который тоже родился в Вифлееме приблизительно в 1030 году до н. э., и здесь же он был помазан на царство пророком Самуилом. (Поскольку Вифлеем в иудейской и новозаветной традиции называли городом Давида, одно время считалось, что он там же и похоронен, и первым паломникам-христианам показывали могилу царя Давида, его братьев и родных в Вифлееме — пока не было установлено, что его могила в Иерусалиме)Через тысячу лет после царствования Давида здесь в пещере, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф (потому что не было им места в гостинице, как повествует Евангелие), в овечьих яслях родился младенец Иисус — Спаситель и Сын Божий в христианской традиции, пророк Иса в традиции мусульманской и основатель одной из иудейских сект для правоверных иудеев.

Храм Рождества Христова (Базилика Рождества), находящийся на окраине города, на восточном холме неподалеку от крутого спуска в долину — главная достопримечательность Вифлеема и одна из величайших христианских святынь. Базилика на месте пещеры, где, предположительно, родился Христос, воздвигнута еще в 332 году по инициативе императора Константина и его матери императрицы Елены (раскопки показывают, что на этом месте когда-то стояло святилище месопотамского бога Таммуза, посвященное в 135 году римским императором Адрианом языческому богу Адонису). Первоначальная базилика — один из первых в мире христианских храмов — частично разрушена в VI веке во время восстания самаритян (529 г.) и реконструирована в 530 году при императоре Юстиниане.

Удары истории, многократно обрушивавшиеся на территорию Палестины, не обошли и Вифлеем. В XII веке при приближении крестоносцев арабы почти полностью уничтожили город, который был снова восстановлен крестоносцами; в 1244 году опустошен хорезмийца-ми, а в 1489 году снова почти совершенно уничтожен и восстановлен только в последние столетия. Однако общий стиль Базилики Рождества и отсутствие архитектурных особенностсй более поздних времен позволяет предположить, что это здание представляет собой один из самых древних образцов христианского храмового искусства — хотя давно уже осыпалась покрывавшая его стены в XII веке мозаика по золотому полю, и в 1646 году турки разобрали его крышу, использовав для военных целей имеющийся там свинец, а само здание, когда-то открытое для всех, со временем все больше стало походить на крепость: из трех ведущих в нее входов два давно замурованы, а от широких ворот остался лишь крохотный узкий проход, в который можно войти только согнувшись (этот вход, в свое время устроенный по приказу папы римского, лабы не въезжали на лошадях, впоследствии был назван Дверью Покорности, и традиционное толкование гласит, что столь маленьким он сделан, чтобы все входящие преклоняли голову перед святым местом).

Внутреннее помещение молитвенного зала Базилики разделено четырьмя рядами колонн из красного с белыми жилками мрамора на пять нефов, а в Пещеру Рождества, расположенную под центральной частью здания, можно спуститься через один из двух входов по большим каменным ступеням. Сама Пещера Рождества Христова (Вертеп), освещенная многочисленными лампадами и свечами, имеет продолговатый вид (12,4 м в длину, 3,9 м в ширину и 3 м в высоту) с покрытыми мрамором полом и стенами. В неглубокой нише находится Алтарь Рождества, где под престолом на полу в окружении лампад помещается серебряная звезда с круглым отверстием в центре и надписью на латыни: Hie de Virgine Maria Jesus Christus natus est — Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа . (Известно, что звезда и лампады появились здесь в 1717 году после реставрации алтаря, а в 1847 году похищение этой звезды турками послужило одной из причин Крымской войны). Напротив престола, в южной части Вертепа находится грот с нишей — так называемый Алтарь Кормления, или Ясли — куда, по преданию, положили маленького Иисуса после рождения. Справа от места Рождества находится Пещера Невинных Младенцев, где почивают останки убиенных царем Иродом вифлеемских младенцев (и где, по позднему преданию XV века, Ирод повелел умертвить нескольких младенцев, спрятанных здесь их матерями), а рядом находится воздвигнутая в 1621 году капелла (часовня) св. Иосифа — на месте, где он будто бы и получил от ангела указание бежать в Египет, спасая младенца Христа. Особо почитаются христианами-католиками находящиеся в отдельных пещерах гроб блаженного Иеронима (IV в.), гробы его учениц Павлы и ее дочери Евстохии и келья, где Иероним провел 36 лет в трудах над переводом Библии на латинский язык (так называемая Вульгата),

Не последнее значение имеет город Вифлеем и для мусульман всего мира. В Коране есть подробное описание пальмы в Вифлееме, под которой Дева Мария родила сына. Известно, что еще халиф Омар, посетивший Вифлеем в 638 году, запретил разрушать Храм Рождества, поскольку сам почитал Иисуса, и даже молился в южной апсиде, поскольку она была обращена к Мекке. (Предание также говорит, что от разрушения Базилику Рождества Христова спасло то, что персы, завоевавшие в начале VII века Палестину и уничтожившие все христианские святыни, увидели мозаичное изображение поклонения волхвов, одетых в характерные персидские одежды и головные уборы). Не допустили разрушения здания местные мусульмане и в 1099 году, вопреки указу фатимидского халифа Аль-Хакима о разрушении всех христианских церквей.

Наконец, у въезда в Вифлеем находится одна из самых почитаемых не только евреями, но и мусульманами святынь — Гробница Рахили. На этом месте, по преданию, праотец Иаков поставил памятник над гробом своей возлюбленной жены. На этом же месте, согласно библейскому повествованию, пророк Самуил разговаривал с будущим царем Саулом. Первоначально, как об этом рассказывали еще первые христианские паломники, надгробие было сложено из простых камней без всяких украшений, более поздние свидетельства говорят о надгробии из 11 камней, по числу сыновей Иакова. Сейчас это — купол на четырех столбах с выложенными между ними в XVI веке и покрытыми штукатуркой стенами. Для евреев очертания Гробницы Рахили стали символом Эрец-Исраэль (Земли Израильской), их изображают на кольцах, камнях-талисманах, марках, монетах, а евреи-паломники из других стран во все времена увозили с собой немного земли с могилы Рахили, завещая после смерти посыпать этой землей их собственные могилы. Особенно часто посещают евреи Гробницу Рахили накануне еврейского Нового года (Рош-а-Шан — праздник шестого дня творения и день рождения человека) и сразу после него, когда, по преданию, и умерла Рахиль. Мусульмане называют эту, также почитаемую ими гробницу, Куббат Рахиль (Купол Рахили), а само ее имя переводят как странствие (ибо Рахиль жила и умерла в пути)