cat-right
Достопримечательности мира     |     Суздаль

Владимир на клязьме

Так получилось, что город Владимир, основанный в начале XII века на берегу реки Клязьмы, в ходе своего развития рос только к северу, и городские кварталы так и не пере-кинулись за реку. При взгляде за Клязьму с исторической части Владимира открывается сельский пейзаж и можно отвлечься от того, что находишься в крупном современном городе.

Город был основан как пограничная крепость киевским князем Владимиром Мономахом (который, собственно, и дал новому укреплению свое имя). Уже через 50 лет, при Андрее Боголюбском, Владимир стал столицей могущественного княжества. В годы правления Всеволода III Большое Гнездо (1176-1212) Владимир достиг своего расцвета — ему были подчинены Киев, Чернигов, Новгород, Рязань. В Слове о полку Игореве говорилось, что воины этого князя могут расплескать веслами Волгу и вычерпать шеломами Дон.

Меньше чем за сто лет Владимир-на-Клязьме прошел путь от маленькой пограничной крепости до крупнейшего политического центра. При таком интенсивном росте город мог стать одной из столиц Руси, однако судьба его была иной — в 1238 году Владимир был разрушен татарами и утерял свою лидирующую роль.

В самом городе и поблизости от него находится несколько всемирно известных шедевров средневекового русского зодчества.

Центральным храмом Владимира является Успенский собор, возведенный в 1158-1160 годах (позднее подвергался перестройке). Это огромное пятиглавое сооружение возвышается на мысу крепостного холма. В свое время храм был богато украшен как снаружи, так и изнутри — он являл собой символ небесного заступничества, мощи и благосостояния сильного княжества. В храме хранилась икона Владимирской Божьей Матери, прибывшая сюда из Киева и впоследствии перенесенная в Москву.

Другой знаменитый собор, Дмитриевский — был построен в 1194-1197 годах как дворцовый храм Всеволода III . Этот храм знаменит своей резьбой по камню — его стены извне обильно покрыты рельефами, имеющими мифологический характер.

При взгляде на рельефы Дмитриевского собора возникает ощущение, что видишь книгу, написанную неизвестными, забытыми письменами — символику фантастических образов, высеченных в камне, сейчас уже трудно восстановить с полной уверенностью. На стенах собора изображены как христианские святые и угодники, так и персонажи, видимо, восходящие к язычеству. Композиции на стенах венчает изображение человека, сидящего на троне: одну руку он поднял в благословляющем жесте, а в другой держит письмена. Судя по надписи, обнаруженной на западном фасаде, это библейский царь и пророк Давид. Его центральное положение, видимо, призвано подчеркнуть главенствующую роль царской (княжеской) власти при благоустройстве мира. Некоторые рельефы также изображают мифологизированных правителей. 1ак, встречаются фигуры Александра Македонского (управляющего небесной упряжкой), первых русских святых-князей. Наконец, одна из композиций идентифицируется с самим заказчиком храма — Всеволодом Большое Гнездо; князь сидит на троне и держит на руках младшего сына, а еще четверо сыновей преклонили перед ним колени. На стенах собора присутствуют многочисленные фигуры львов, грифонов, хищных птиц, кентавров и т. д. Животные соседствуют со стилизованными деревьями, большинство которых сводится к графике буквы ж.

Еще одним замечательным памятником эпохи взлета Владимира являются Золотые ворота (1164). Они были построены (да и сейчас находятся) на дороге, ведущей на запад, в сторону других русских столиц. Ворота являлись не только мощным оборонительным сооружением, но и местом парадного въезда в город. В первые годы своего существования ворота были стройнее (как, впрочем, и многие другие памятники древности) — сейчас из-за повышения культурного слоя цоколь ушел под землю на полтора метра.

Туристам, посетившим Владимир, стоит побывать и в селе Боголюбове, находящемся в нескольких километрах по трассе на Нижний Новгород. Здесь Андреем Боголюб-ским был построен княжеский замок. В ансамбль замка входили объединенные арочными переходами собор, дворец и крепостные стены. По замыслу, весь комплекс сочетал в себе величие божественной воли, светской власти и военной силы. До нашего времени постройки Боголюбова-города (так называется замок в летописи) дошли в измененном виде.

Неподалеку, к югу от Боголюбова, при впадении речки Нерли в Клязьму, находится храм Покрова Богородицы на Нерли. По легенде, он был возведен Андреем Боголюбским в честь успешного похода на волжских булгар и в память сына Андрея Изяслава, сложившего голову в этом походе. Храм невелик по размерам и на первый взгляд прост по своему архитектурному решению. Однако гармоничность, благородство пропорций и изящество убранства ставят храм в один ряд с крупнейшими памятниками мирового архитектурного искусства. Дополнительное очарование храму придает окружающий пейзаж — храм находится на искусственном холме (благодаря чему его не затапливают весенние половодья), сохранен окружающий его природный ландшафт.