cat-right
Достопримечательности мира     |     Церковь Николы Святоши

Языческие памятники пороссья

Центром, вокруг которого во второй половине I тысячелетия н. э. начало формироваться государство восточных славян, было Среднее Поднепровье, также называемое Пороссье по названию реки Роси. На этой небольшой, около 700 тыс. кв. км, территории располагается огромное количество археологических памятников славянской древности.

Южнее Киева, на окраине села Триполье (летописный Треполь) находится городище Девичь-гора, с которого открывается вид на обширное пространство днепровской поймы. Здесь не было ни города, ни поселения — Девичь-гора представляет собой святилище, созданное во времена зарубинецкой археологической культуры (III в. до н. э. — III в. н. э.). Верхняя площадка горы состоит из двух ступеней; на второй ступени (30x70 м) был обнаружен жертвенник. Жертвенник поставлен так, что занимает срединное место всей вершины горы; в нем сделано девять углублений, что, по мнению некоторых исследователей, соответствует девяти месяцам сельскохозяйственного сезона и девяти месяцам беременности. Здесь же, на вершине, располагаются захоронения I в. до н. э.— I в. н. э.

В семидесяти километрах ниже Киева Днепр образует большую излучину. Эта излучина является одним из центров древнего Пороссья.

В советское время Днепр был перегорожен несколькими плотинами; из-за этого произошли неисправимые изменения природно-историче-ского ландшафта. В частности, в районе днепровской излучины под водой оказалось большинство населенных пунктов; на настоящий момент это пустынная местность, местами заболоченная и труднопроходимая.

В самой северной части излучины находится Трахтемировское городище. Согласно оценке Б. А. Рыбакова, по своим размерам Трахтемировское городище равнялось Белому городу Москвы в пределах Бульварного кольца. Этот огромный заселенный массив располагался на оживленном транспортном пути — здесь находился брод через Днепр. Насколько позволяют судить археологические исследования, Трахтемировское городище было хорошо защищено: с севера, запада и востока его опоясывал Днепр со множеством стариц, рукавов и плавней, а с юга лука была замкнута валом. Кроме того, мощная система валов обнаружена на противоположном, левом берегу Днепра — они охраняли подступы к броду.

Видимо, не случайно здесь же был основан один из древнейших (не позже 1147 года) монастырей Руси.

Памятником языческой древности является городище Бабина гора (I в. до н. э. — I в. н. э.) севернее Ка-нева. Бабина гора представляет собой небольшой (несколько десятков метров) амфитеатр, спускающийся к днепровской воде. Амфитеатр но всему периметру окружен укреплениями — валами и рвами. Однако при осмотре городища становится ясно, что эти укрепления не имеют никакого фортификационного значения — они легко преодолимы и не закрывают от обстрела людей, находящихся на городище. Большая часть территории внутри городища непригодна для жилья — дома могут располагаться только на вершине горы (8-10 соток). Это позволяет с уверенностью говорить, что Бабина гора является не жилым и не военным, а исключительно сакральным пунктом, созданным для проведения религиозных обрядов. Кажется вполне вероятным предположение, что склон земляного амфитеатра был предназначен для размещения большого количества зрителей, наблюдавших за некими ритуальными действиями, проводившимися у подножья горы (принцип, по которому были устроены древнегреческие театры).

Рядом с Бабиной горой располагается холм Дедов шпиль с древним могильником.

Название Бабина гора позволяет предполагать, что здесь отправлялись культы, связанные с неким женским божеством. К женским культам имеет отношение и еще один объект, находящийся севернее Бабиной горы, около пристани Бу-чак. Рожина Криница представляет собой источник, оформленный неизвестными мастерами в виде колодца. Вода, вытекающая из источника, накапливается внутри бетонного сруба шестигранной формы. Балка под крышей колодца в обилии украшена вышитыми рушниками — Рожина Криница до сих пор используется как место отправления обрядовых действий. Стоит отметить, что почитание водных источников прослеживается у восточных славян (как, впрочем, и у других народов) с древнейших времен