cat-right
Тверская область     |     Состав и динамика населения тверской области

Региональные проблемы охраны природы области

В последние годы в Тверской области выделились несколько крупных региональных экологических проблем, которые вызвали повышенное внимание у местного населения, ученых, руководства области.

Пожалуй, наиболее острая из них — ситуация на Калининской АЭС. В 1990 году на ней действовали два реактора. Общественная экспертиза обосновала невозможность и вредность дальнейшего расширения станции, а также потребовала проведения дополнительных природоохранных мероприятий. Это вызвано тем, что при проектировании и строительстве АЭС явно не учитывалась конкретная экологическая ситуация, поэтому уже сегодня проявляется избыточный пресс станции на природу. В районе Удомли недостаточно воды для охлаждения реакторов. На два действующих блока "работают" все окрестные озера. Температура воды в них настолько повысилась, что иногда не получается требуемого охлаждения. Для решения этой проблемы приходится возводить не предусмотренные ранее градирни и проектировать дополнительную подачу воды. Площадка КАЭС располагается на водораздельном участке с близким залеганием грунтовых вод, вблизи тектонического разлома, на породах с возможными карстовыми пустотами. В случае аварийной ситуации с выходом радиоактивности поверхностные воды будут заражены, и Московская агломерация может остаться без воды. Следовательно, недостаток информации об экологической обстановке и природных ресурсах региона привели к неудачному выбору места для строительства станции, планированию завышенной мощности, не обеспеченной местными ресурсами.

Сходная ситуация сложилась и при проектировании Ржевского водохранилища. Решение о строительстве принималось без учета местных интересов, природных и исторических особенно-стей региона. В настоящее время по требованию общественности строительство приостановлено. Однако уже затрачено 37 млн. рублей на подготовительные работы. Окончательное решение о строительстве Ржевского гидроузла будет принято позднее в связи с утверждением целевой комплексной программы по экономии и рациональному использованию водных ресурсов в г.М о-скве.

Еще одна "горячая точка" — район истока Волги и оз. Селигер. Здесь в течение нескольких лет велись исследования и проектирование природного национального парка. Воронежский филиал института "Союзгипролесхоз" в 1990 году предложил разработанный им проект национального парка "Селигер". Однако этот проект вызвал возражения у некоторых ученых нашей области и не устроил депутатов Осташковского городского Совета. На сессии в августе 1990 года он был отклонен и отправлен на доработку.

Особо охраняемые территории и помощь школьников в деле охраны природы

В Верхневолжье постепенно складывается сеть особо охраняемых территорий. Под охрану взяты многие интересные и важные с природной точки зрения объекты. Всего по состоянию на 1.01.90 г. в области охранялось 440 объектов.

С целью комплексной охраны фауны и флоры в нашей области созданы два заповедника, где ведутся научные исследования по изучению экосистем Средней полосы России. В Нелидовском районе расположен Центральный лесной биосферный государственный заповедник, в котором ведутся работы по изучению биоценозов южной тайги. Площадь заповедника — 21 тыс. га. В Конаковском и Калининском районах находится Завидовское заповедно-охотничье хозяйство, специализирующееся на акклиматизации копытных животных. Его площадь — 84 тыс. га.

В области образовано 24 государственных охотничьих заказника, 11 уникальных природных заказников, взяты под охрану 167 болот и 236 памятников природы. В качестве памятников природы охраняются 68 старинных парков, 36 аллей, 20 озер, 18 истоков рек и родников, 20 мест обитания животных и растений, 11 геологических объектов и 63 природных комплекса.

Без широкого участия всего населения области в охране природы решить все ее сложные проблемы просто невозможно. Большую помощь государству в охране растительного и животного мира, водоемов, истоков рек оказывают юные друзья природы — школьники. "Зеленые патрули" оберегают лесные насаждения от гибели при пожарах и неплановых порубках. Школьные лесничества участвуют в посадке деревьев и кустарников, уходе за лесопосадками. Многие учащиеся собирают лекарственные растения, семена, подкармливают птиц и животных. Под руководством инспекторов рыбоохраны работают "голубые патрули", следящие за чистотой водоемов и укреплением их берегов, спасающие мальков, контролирующие соблюдение правил рыболовства.

Школьникам под силу и многое другое. В каждой местности есть уникальные природные объекты — участки леса, отдельные деревья, болота, холмы, парки, которые являются памятниками природы. Их детальное описание (паспортизацию), а также последующий уход и наблюдения за ними могли бы проводить ученики школ под руководством учителей. Помощь школьников требуется и в выявлении мест и источников загрязнения водоемов предприятиями, животноводческими комплексами, бытовыми отходами.

По возможности в каждой школе должна быть создана экологическая тропа — специально выбранный маршрут систематических наблюдений за природными и хозяйственными объектами. Экологическая тропа должна проходить по участкам леса, паркам и скверам, лугам, сельскохозяйственным угодьям, берегам водоемов, мимо интересных промышленных и историко-культурных объектов. Это поможет понять закономерности развития природных комплексов и особенности хозяйствования в данной местности, будет способствовать формированию экологического мышления, пониманию необходимости беречь природу и охранять ее богатства, не наносить ей вреда ни в процессе трудовой деятельности, ни в быту.