cat-right
Тверская область     |     Рекреация и рекреационная география

Сфера обслуживания населения

Сфера обслуживания, или социальная инфраструктура, — это группа отраслей народного хозяйства, которые предоставляют населению различные услуги и организуют процесс потребления духовных и материальных благ. Для современного человека сфера обслуживания является необходимой базой его полноценной жизни.

Услугой в научном смысле называется труд, направленный на удовлетворение потребностей конкретных людей. Именно конкретных — заказчиков, клиентов, покупателей и т.д., а не обезличенной, усредненной массы потребителей, с которой имеет дело, например, легкая промышленность. Сфера обслуживания в связи с этим должна учитывать их индивидуальные особенности, вкусы, интересы.

Социальную инфраструктуру нельзя целиком отнести ни к материальному производству, ни к непроизводственной сфере. Часть ее отраслей, например, общественное питание, пошив и ремонт одежды или обуви, ремонт бытовой техники и др. относится к материальному производству, так как в них создаются или восстанавливаются предметы потребления. Другие отрасли относятся к непроизводственной сфере: народное образование, здравоохранение, культурно-просветительное обслуживание. Некоторые услуги занимают промежуточное положение между материальным производством и- непроизводственной сферой: розничная торговля, услуги личной гигиены (бани, парикмахерские).

По функциональному принципу в составе сферы обслуживания можно выделить следующие группы отраслей:

Жилищно-коммунальное обслуживание.

Розничная торговля.

Общественное питание.

Бытовое обслуживание.

Общее образование (просвещение) и воспитание детей.

Медицинское обслуживание.

Социальное обеспечение.

Обслуживание досуга и отдыха населения.

Культурно-просветительное обслуживание.

Кредитно-страховое обслуживание.

Охрана имущества и прав граждан.

Услуги связи.

Информационное обслуживание.

Пассажирский транспорт.

Важная особенность сферы обслуживания, отличающая ее от других отраслей народного хозяйства, состоит в том, что для оценки ее работы нельзя применять обычные экономические подходы: стремление к получению максимальной прибыли или к снижению затрат на ее развитие. Деятельность сферы обслуживания преследует социальные цели (развитие личности, общества), поэтому к ней должны применяться и социальные критерии: степень удовлетворения тех или иных потребностей, уровень удобства получения услуг и др. Экономическим показателям при ее планировании принадлежит роль ограничителя: исходя из объема имеющихся ресурсов, надо достичь максимального удобства для населения. Многие отрасли обслуживания не могут работать на хозрасчете. Просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение, почти все культурно-просветительное обслуживание могут существовать только на дотации государства (т.е. с помощью постоянного вложения государственных средств).

Еще одна особенность сферы обслуживания заключается в том, что для полноценной жизни людям необходимы услуги всех ее отраслей. Хорошее развитие одной отрасли не может компенсировать отсутствие другой, и, следовательно, невозможна специализация городов или районов на определенных услугах. Все они должны размещаться повсеместно. Исключение составляют города-курорты и города-музеи, но это — их внешние функции, для приезжего населения, а своих жителей они должны обеспечить всем набором услуг. В связи с этой особенностью сфера обслуживания всегда отличается массовостью своих учреждений.

В Тверской области насчитывается более 10 тыс. предприятий и учреждений разных отраслей обслуживания. Большинство из них располагается в сельской местности, что объясняется распыленностью сельского населения.

В конце 1980-х годов в области работало около 4,5 тыс. магазинов (60% из них в сельской местности), почти тысяча торговых палаток, около 500 общедоступных предприятий общественного питания и почти 2 тыс. столовых и буфетов на предприятиях и в учреждениях. Услуги населению оказывали примерно 1700 предприятий бытового обслуживания (в том числе 40% на селе) и более тысячи предприятий связи. Работало более 1100 массовых библиотек и примерно полторы тысячи клубов и домов культуры (на селе соответственно 900 и 1,4 тыс.). В области имелось примерно 250 больниц, около 250 амбулаторно-поликлини-ческих учреждений и 1 тыс. фельдшерских и фельдшерско-аку-шер-ских пунктов.

Разнообразие отраслей, входящих в сферу обслуживания, отражает спектр потребностей современного человека. По мере развития общества он постоянно расширяется. Это так называемый "закон возвышения потребностей". Рост объема и увеличение разнообразия потребностей — движущая сила развития общества, всех его составляющих, в том числе и сферы обслуживания.

Что влияет на формирование потребностей населения? Выделим важнейшие факторы:

Климатические условия. Они определяют требования к характеру жилища (степень изолированности от внешней среды), калорийность питания (в условиях холодного климата человеку необходимо примерно на 20% калорий больше, чем в обычных условиях), потребность в теплой одежде.

Состав населения. От состава населения по полу и возрасту зависит потребность во многих товарах и услугах. Например, повышенную потребность в медицинском обслуживании имеют люди в младенческом, а также в пожилом и старом возрастах. От семейного состава зависит потребность в квартирах разных размеров. От уровня образования — объем и характер духовных потребностей. Национальный состав и связанные с ним традиции накладывают отпечаток на потребность в услугах просвещения и культурного обслуживания, а также на потребность в определенной одежде и некоторых продуктах питания.

Доходы населения. От них зависит спрос на платные, особенно дорогостоящие услуги, на товары длительного пользования (мебель, бытовую технику, радиоаппаратуру, музыкальные инструменты), на средства передвижения, на предметы роскоши и дорогую одежду. Влияют доходы и на объем самообслуживания в быту: чем выше доходы, тем больше население пользуется услугами службы быта. Наличие натуральных доходов от личного подсобного хозяйства, с одной стороны, снижает потребность в покупке продуктов, но, с другой — повышает покупательную способность населения.

Особенности расселения и транспортной системы определяют необходимое в данной местности количество тех или иных учреждений. При больших расстояниях между населенными пунктами и плохих связях между ними в каждом из них иужно иметь достаточно полный набор учреждений обслуживания. В то же время, чем мельче населенные пункты, тем меньше возможность создания в них необходимого для населения набора учреждений обслуживания.

Достигнутый уровень обслуживания и степень информированности населения о возможных услугах. Чем выше уровень обслуживания, тем больше потребности населения и тем больше они растут ("принцип снежного кома"), и чем лучше население знакомо с современными формами обслуживания, в том числе и с отсутствующими в месте его проживания, тем шире, разнообразнее его потребности.

Население городов и районов области не одинаково обеспечено различными услугами. Как правило, уровень обслуживания выше в городах, а среди них обычно выделяются наиболее крупные. Так, в среднем на одного жителя области в 1988 г. было оказано бытовых услуг на 44,5 руб.з В городах этот показатель составил 48 руб., а в сельской местности — 35,3 руб., причем по районам обеспеченность сельского населения колебалась от 25 до 51 руб. (рис. 11.1). Самую высокую обеспеченность имели жители областного центра — без малого 60 руб. на человека. Для остальных 11 городов областного подчинения показатель близок к среднеобластному — 45,2 руб., а в других городских поселениях (городах районного подчинения и поселках городского типа) он почти не отличается от обеспеченности сельского населения (36 руб. на Душу).

Но разница в обеспеченности услугами городского и сельского населения постоянно сокращается. Если в 1970 г. показатели товарооборота государственной и кооперативной торговли в городах и на селе различались в 1,9 раза, бытового обслуживания даже в 2,5, то в 1988 г. эта разница составила соответственно 1,3 и 1,4 раза.

Однако не надо думать, что так же сильно различаются и объемы потребления городского и сельского населения. Многие услуги сельские жители получают в городах, поэтому фактический объем потребления у них выше, чем показывают приведенные данные, а у городского населения — несколько ниже. Притягательная сила наиболее крупных городов так велика, что вокруг них в сельской местности обычно возникают зоны с пониженными показателями потребления услуг: население предпочитает совершать поездки в город, а не получать услуги на месте. В нашей области эта закономерность хорошо видна на примере Калининского района, который отличается невысокими показателями почти по всем отраслям обслуживания (рис. 11.1).

При распыленном сельском расселении, чтобы обеспечить всему населению хоть какую-то доступность учреждений социальной инфраструктуры, приходится создавать большое количество мелких учреждений, поэтому некоторые показатели ее развития на селе оказываются выше, чем в городах. Так, в Тверской области на душу сельского населения больше приходится больничных коек, торговой площади в магазинах, книг в библиотеках и т.д. Например, в конце 80-х гг. обеспеченность торговой площадью составляла примерно 330 м 2 на 1000 чел. на селе против 190 м2 в городе, обеспеченность книжным фондом — 18 экземпляров на одного жителя села и 8 на одного горожанина.

Но, конечно, надо учитывать, что реальный уровень обслуживания зависит не только и не столько от количественных, сколько от качественных показателей. В крупных городских учреждениях всегда больше разнообразие услуг, шире выбор товаров, выше квалификация работников, лучше обеспеченность оборудованием.

Сравнение с другими областями показывает, что в целом по уровню развития сферы обслуживания Тверская область занимает среднее положение в России. Но в ряде отраслей наблюдается заметное отставание. Хуже, чем в других областях, развита сфера обслуживания в городских поселениях. Здесь требуется увеличить торговую площадь магазинов, число посадочных ме ст в пр едприятиях Общественного питания, мощность учреждений бытового обслуживания, пропускную способность амбулаторно-ноликлинических учреждений и вместимость детских садов и ясель. В сельской местности существенное отставание имеется в общественном питании и бытовом обслуживании.

Разные услуги нужны людям с неодинаковой частотой. Выделяют три группы услуг по частоте спроса: повседневные, необходимые каждый день или несколько раз в неделю (это услуги продовольственных магазинов, школ, детских дошкольных учреждений); периодические, которые нужны с определенным интервалом - от одного раза в неделю до нескольких раз в год (услуги промтоварных магазинов, поликлиник, бытового обслуживания, библиотек, кинотеатров и др.); эпизодические, за которыми обращаются обычно редко и несистематически (услуги специализированных магазинов, больниц, нотариальных контор и др.).

Разные услуги адресованы не одинаковому кругу потребителей. Одни из них нужны всем, другие — определенным возрастным группам, третьи — людям с определенными увлечениями.

Рис. 11.1. Бытовое обслуживание населения (конец 80-х годов)

Объем услуг на душу населения (в рублях)

1 — до 28; 2 — 28-32; 3 — 32—36; 4 — 36—40; 5 - более 40

Двумя этими особенностями услуг — частотой спроса и их адресностью (кому предназначена услуга) — определяется необходимое количество учреждений каждого вида. Чем чаще нужна услуга и чем шире круг ее потребителей, тем больше требуется предоставляющих ее учреждений, тем, следовательно, доступнее для населения они должны быть. И наоборот, если услуга редко нужна или нужна лишь ограниченному кругу лиц, сеть соответствующих учреждений не должна быть густой.

В этом состоит основная закономерность организации сферы облуживания — ее ступенчатость. В самом общем виде это можно представить следующим образом: более крупные населенные пункты отличаются большим разнообразием предоставляемых в них услуг и занимают более высокие места в системах расселения. Увеличение числа услуг при переходе к более крупным центрам происходит двумя путями: во-первых, увеличивается разнообразие учреждений обслуживания, во-вторых, в самих учреждениях расширяется ассортимент предоставляемых услуг. Поэтому, чем более сложная услуга нужна потребителю, тем на более высокую ступень в системе обслуживания он должен подняться.

На территории нашей области можно проследить 6 уровней центров обслуживания. Центры различаются между собой по набору предоставляемых услуг и по своему месту среди других населенных пунктов.

Однако из-за распыленности сельского расселения основная масса поселений (примерно 70% от общего числа) не имеет вообще никакого обслуживания. При этом большинство таких пунктов располагается в стороне от транспортных путей, что препятствует как поездкам за услугами, так и посещению этих пунктов автолавками и другими передвижными средствами обслуживания.

Нижнюю ступень "лестницы обслуживания" составляют наиболее многочисленные центры, располагающие лишь отдельными учреждениями повседневного спроса (магазины, начальные школы). Особенно часто встречаются магазины Товары повседневного спроса". Иногда им сопутствуют и некоторые учреждения периодического спроса, такие как фельдшерско-акушерский пункт (ФАП), клуб. Эти центры обслуживания — мелкие населенные пункты, их людность редко превышает 100 чел. В хозяйственном, отношении чаще всего это центры бригад колхозов и совхозов.

Вторая ступень — центры, предоставляющие уже целый ряд услуг периодического спроса. Они располагаются в центрах сельских Советов, являющихся обычно и центральными усадьбами колхозов и совхозов. Помимо магазина, ФАПа, клуба, здесь обычно есть отделение связи, библиотека, приемный пункт бытового обслуживания, а также восьмилетняя школа. Иногда — предприятие общественного питания.

Третью ступень составляют межхозяйственные ("кустовые") центры, располагающие полным набором учреждений периодического спроса и некоторыми эпизодическими. Здесь имеются магазины, в том числе несколько специализированных (хозяйственный, книжный), участковая больница, аптека, средняя школа, Дом культуры, дом быта.

Четвертая ступень — райцентры — является основным звеном обслуживания сельского населения. Каждая отрасль сферы обслуживания представлена здесь крупным, "головным" для своего района учреждением. Это: многопрофильная больница, районный Дом культуры, районная библиотека (имеется еще и детская библиотека), универмаг, районный узел связи. Как правило, имеются кинотеатр, краеведческий музей, иногда — парк культуры. Развитость центров этой ступени зависит от тина населенного пункта (является ли он городом, поселком городского типа или селом). Чем выше этот статус, тем полнее комплекс учреждений обслуживания.

Пятая ступень — межрайонные центры обслуживания. Наиболее развитые из них Вышний Волочек, Ржев, Бежецк, Кимры, к каждому из которых по многим услугам тяготеет население соседних районов. Определенное межрайонное значение имеют также Кашин, Нелидово, Осташков, Торжок. В районных больницах центров этой ступени имеются межрайонные отделения. В Вышнем Волочке и Кимрах есть театры, во многих городах — оригинальные музеи (литературные, исторические). Учреждения всех отраслей обслуживания имеют развитую внутригородскую сеть, чем эти центры отличаются от всех нижестоящих.

Шестая ступень — областной центр, город Тверь, принадлежащий к числу старых всесторонне развитых городов. В нем имеется три профессиональных театра (драматический, юного зрителя и кукольный), филармония, разнообразные музеи (в том числе картинная галерея) и выставочные залы. Население всей области обслуживают областная клиническая и областная детская больницы. Некоторые учреждения областного центра осуществляют методическое руководство работой всех учреждений своей отрасли в области (например, областная библиотека, областной институт усовершенствования учителей).

В отличие от некоторых областей, в Тверской нет ни одного центра, который мог бы предоставлять населению услуги на уровне, близком к областному центру, как, например, Рыбинск в Ярославской или Череповец в Вологодской областях. Из-за значительных размеров области, особенно в силу ее большой протяженности с запада на восток, эта особенность отрицательно сказывается на условиях жизни значительной части жителей области, так как поездки в Тверь сопряжены для них с большими трудностями, что заставляет многих жителей ограничивать свои потребности в услугах.

Долговременные тенденции развития сферы обслуживания в городах и сельской местности не одинаковы. В городах практически повсеместно растет сеть учреждений, услуг оказывается больше и т. д., иными словами, сфера обслуживания развивается прогрессивно, "по восходящей". В сельской местности ее развитие носит противоречивый характер. С одной стороны, растет разнообразие услуг, на село проникают новые отрасли обслуживания, открываются все новые типы учреждений. Но в то же время в связи с сокращением численности сельского населения, исчезновением большого числа сельских поселений происходит свертывание сетей наиболее массовых учреждений: магазинов, начальных школ, клубов, библиотек, в меньшей степени — медицинских учреждений.

Первая тенденция в основном относится к новым для села отраслям: бытовому обслуживанию, общественному питанию, детским дошкольным и внешкольным учреждениям. Потребность в их услугах у населения растет. Вторая тенденция, наоборот, характерна для традиционных, давно сформировавшихся отраслей. Здесь действуют одновременно несколько причин. Во-первых, спрос на услуги этих отраслей снижается как из-за сокращения и постарения населения (услуги школ, магазинов), так и в связи с утратой некоторыми из них популярности у потребителей (клубы). Во-вторых, руководство многих отраслей проводит политику концентрации обслуживания. Дело в том, что экономически почти всегда эффективнее крупные учреждения, так как в них ниже затраты на обслуживание одного клиента. Кроме того, в них же обычно удается достичь более высокого качества обслуживания. Но концентрация ведет к ухудшению доступности учреждений для населения и нередко усиливает миграцию в города. Таким образом, ведомственные (отраслевые) интересы вступают здесь в противоречие как с интересами населения, так и с общими народнохозяйственными интересами, ведь миграция лишает сельское хозяйство работников. Таким образом, при распыленном сельском расселении задача состоит не в концентрации (укрупнении) учреждений сферы обслуживания, а, наоборот, в их приближении к потребителям.

Завершая этот раздел, остановимся подробнее на характеристике сети общеобразовательных школ. В конце 1980-х годов в области было около 1050 школ, в которых обучалось примерно 170 тыс. учеников и работало более 13 тыс. учителей. Средних, неполных средних и начальных школ было примерно поровну (соответственно 30, 35 и 35%). Но распределение учеников имело совсем другой вид: 84% обучалось в средних, 13% в неполных средних и 3% в начальных школах. Среднее число учеников в средней школе было почти 500, в восьмилетней около 60, а в начальной — всего 14. Но имелись начальные школы и с 2-3 учениками. Большинство школ (почти 90%) располагается в сельской местности. Здесь находится половина средних и почти все восьмилетние и начальные школы.

Из-за снижения рождаемости и сокращения численности сельского населения постоянно уменьшается число детей школьного возраста. Например, с 1940 г. число учащихся в общеобразовательных школах области снизилось более чем в 2,5 раза, а с 1970 г. — в 1,6 раза. Число учителей тоже сокращается, но не так значительно, поэтому средняя нагрузка на одного учителя снижается.

В связи с сокращением числа учащихся уменьшается и число школ. Так, в 1940 г. их было 3195, в 1970 -2062. Однако в основном эта тенденция касается только начальных школ, число которых за 50 лет сократилось почти в 7 раз. Количество неполных средних школ уменьшилось лишь в 1,5 раза, а средних, наоборот, выросло в 1,4 раза. Это во многом связано с введением в нашей стране всеобщего среднего образования.

Особенно активно закрывались начальные школы в 1970-х годах, когда за 10 лет их число сократилось втрое. В это время резко снизилось число детей школьного возраста (из-за снижения рождаемости в 60-х годах), и как раз в эти годы проводилась кампания по сселению "неперспективных" деревень. Малокомплектные сельские школы считались "нерентабельными" и поэтому закрывались. В 80-х годах взгляды на малокомплектную школу изменились. Стало ясно, что сельские населенные пункты без нее существовать не могут. В некоторых местах школы были открыты вновь, но медленное сокращение их числа все равно продолжается, т.к. во многих деревнях уже нет детей школьного возраста. Но невозможно содержать начальную школу и в каждой деревне, где живут 1—2 школьника, поэтому большое количество детей в сельской местности вынуждено ежедневно совершать пешие переходы или поездки в соседние более крупные села. В связи с этим важнейшей характеристикой школьной сети является пространственная доступность школ. Рис. 11.2 характеризует ее через среднее расстояние между школами. Видно, что наилучшая доступность в восточных и некоторых центральных районах, имеющих наиболее густую сеть сельских поселений, а наихудшая — в северных и северо-западных с разреженной сетью расселения.

Рис. 11.2. Доступность общеобразовательных школ в сельской местности

Среднее расстояние между школами (км ) 1 - 7-9.5; 2 - 9,6-12.0; 3 - 12.1-14.5